ещё
свернуть
Все статьи номера
6 , Июнь 2016
Комментарий к документу

Сколько лет хранить документы по налогам, бухучету и кадрам

В.А. Барковец, эксперт журнала «Упрощенка»

Если вы — предприниматель

Сроки хранения документов для фирм и бизнесменов одинаковые. Проинспектируйте свои бумаги, возможно, часть из них можно уже уничтожить.

Работа бухгалтера зависит от документов. Поэтому их собирают в папки, подшивают, подписывают и хранят. Дольше всего требовалось хранить кадровые документы — 75 лет. Однако недавно принятый Федеральный закон от 02.03.2016 № 43-ФЗ (далее — Закон № 43-ФЗ) сократил этот срок до 50 лет. Закон вступил в действие 13 марта 2016 года.

Рассмотрим, как отреагировать на произошедшие изменения. Какие бумаги нужно держать в архиве, а какие уже можно уничтожить.

Сколько лет хранить кадровые документы

Законодатели сократили время хранения документов по личному составу. К ним относятся трудовые и гражданско-правовые договоры, личные карточки. А еще — невостребованные подлинники трудовых книжек, дипломов, аттестатов, свидетельств, удостоверений. Все эти бумаги, оформленные начиная с 2003 года, теперь можно хранить не 75 лет, как раньше, а 50 лет. Такая норма прописана в Законе № 43-ФЗ.

Например, все трудовые договоры, которые вы оформили в 2016 году, вам придется хранить 50 лет — до 2066 года включительно.

А вот для кадровых документов, оформленных раньше 2003 года, срок хранения остался прежним — 75 лет.

Что касается других кадровых бумаг, то сроки их хранения могут быть значительно меньше. Конкретные периоды указаны в Перечне типовых управленческих архивных документов, утвержденном приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее — Перечень). Информацию о самых распространенных кадровых документах мы привели в табл. 1.

Таблица 1. Время хранения документов по кадрам*

На заметку

Электронные документы, заверенные цифровой подписью, хранят столько времени, сколько их бумажные аналоги. Распечатывать на бумаге документы не нужно (письмо Минфина России от 22.08.2012 № 03-02-07/1-202).

Пример 1. Какие документы предоставить трудовой инспекции

ООО «Успех» ведет свою деятельность с 2010 года. В 2016 году компанию стала проверять трудовая инспекция. Ревизоры запросили трудовые договоры с работниками и графики отпусков за весь период работы фирмы. Правомерны ли действия инспекторов?

Нет, неправомерны. Трудовая инспекция может потребовать документы у работодателя за любой период его деятельности. Однако глубину проверки ограничивают сроки хранения документов. И работодатель не обязан представлять бумаги, срок хранения которых истек. Привлечь его к ответственности за отказ нельзя.

Поэтому ООО «Успех» должно представить инспекторам все трудовые договоры, заключенные с сотрудниками за период работы фирмы. Ведь срок хранения этих документов — 50 лет. А вот графики отпусков ООО «Успех» может представить лишь за 2015 и 2016 годы. Поскольку их хранят всего год после окончания действия. К примеру, график отпусков на 2016 год, утвержденный в декабре 2015 года, заканчивает свое действие 31 декабря 2016 года. Следовательно, хранить его нужно весь 2017 год.

Как долго держать у себя документы по налогам

Для бумаг, на основании которых считаются налоги, разными документами утверждены различные сроки хранения. Так, по налоговому законодательству бумаги, подтверждающие доходы и расходы, нельзя выбрасывать в течение 4 лет (подп. 8 п.1 ст. 23 НК РФ). А вот Перечень для всей «первички» устанавливает более длинный срок хранения — 5 лет (п. 362 Перечня). Полагаем, что во избежание каких-либо недоразумений лучше ориентироваться на более длительный срок — 5 лет.

Документацию, которая подтверждает расчет и уплату налогов, тоже храните 5 лет (п. 392 и 459 Перечня). После чего эти бумаги можно уничтожить. А вот Книги учета доходов и расходов по УСН держите у себя постоянно (п. 401 Перечня). То есть выбрасывать их не нужно, даже если прошло более 5 лет. Причем это правило касается как организаций, так и предпринимателей.

Важное обстоятельство

Декларацию по УСН нужно хранить 5 лет. А вот Книгу учета доходов и расходов — все время, пока функционирует фирма или предприниматель (п. 392 и 401 Перечня).

Есть и другие случаи, когда документы по налогам нужно хранить более 5 лет. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.

Упрощенец получил убыток в налоговом учете. Компании и индивидуальные предприниматели на УСН с объектом «доходы минус расходы» налоговую базу по итогам года могут уменьшить на убытки прошлых лет. Причем такой перенос убытка можно делать в течение 10 лет. Соответственно, если вы переносите убытки, в течение всего времени нужно хранить документы, подтверждающие их размер и причины появления (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Первичные документы отчетного года хранят четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Значит, максимальный срок хранения документов, подтверждающих убытки, составит 14 лет.

Памятка

Документы, подтверждающие убыток в налоговом учете по УСН, храните все время, пока списываете убыток. А потом еще 4 года.

Купили или построили основное средство. Документы на основное средство (акты приема-передачи, инвентарные карточки и т. п.) нужно хранить все время, пока на объект начисляется амортизация в бухгалтерском учете. Ведь компания в любой момент должна обосновать сумму амортизации. А значит, у нее должны быть документы, подтверждающие первоначальную стоимость. И только после того, как период амортизации закончится, можно считать, что документы на объект уже не используются. А потому их надо начинать хранить в течение установленного срока — 5 лет (п. 362 Перечня). Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 12.02.2016 № 03-03-06/1/7604. Наглядно информацию о хранении документов, касающихся расчета налогов, смотрите в табл. 2.

Таблица 2. Сроки хранения документов по налогам

На заметку

Как считать время хранения документов

Началом срока хранения документов считайте 1 января года, следующего за тем, в котором они были составлены (ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Например, если документ составлен в 2015 году, то срок хранения начнет исчисляться 1 января 2016 года.

Пример 2. Сколько хранить документы на строительство здания

ООО «Прогресс» построило в 2016 году и ввело в эксплуатацию здание, установив срок полезного использования 12 лет. Сколько лет фирма обязана хранить первичные документы, подтверждающие первоначальную стоимость объекта?

Бумаги нужно хранить на протяжении всего срока начисления амортизации, то есть 12 лет плюс еще 5 лет. Предположим, амортизация по зданию в последний раз будет начислена в июле 2027 года. Тогда пятилетний налоговый срок хранения начнет течь с января 2028 года. И закончится в декабре 2032 года. Значит, ООО «Прогресс» обязано хранить у себя всю «первичку» по стоимости построенного здания как минимум до конца 2032 года.

Памятка

Штраф за непредставленный документ, срок хранения которого не истек, — 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Когда можно избавиться от бухгалтерских бумаг

Бухгалтерские документы храните пять лет после отчетного года (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее — Закон № 402-ФЗ). Это касается и первичных документов, и учетной политики, и бухгалтерских регистров.

Обратите внимание: «первичку» для налогового учета, как мы сказали выше, можно хранить 4 года. А для бухучета — 5 лет. Если документ используете и там и там, то ориентируйтесь на максимальный срок хранения, 5 лет. Обобщенную информацию о времени хранения бухгалтерских бумаг смотрите в табл. 3.

Таблица 3. Сроки хранения бухгалтерских документов

Пример 3. Когда за отсутствие старой учетной политики могут оштрафовать

ООО «Стрелец» работает с 2014 года, применяет УСН. В ходе выездной проверки в 2016 году налоговики запросили учетную политику компании за 2015 год. Документа в наличии не было.

Учетную политику нужно хранить минимум 5 лет после года, в котором она последний раз использовалась для составления бухгалтерской отчетности. У фирмы не оказалось этого документа. Поэтому инспекторы оштрафовали ООО «Стрелец» на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а ее руководителя на 300 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Как утилизировать старые документы

Если срок хранения ваших бумаг истек, уничтожьте их (п. 2.3 Правил, утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526). При этом задокументируйте свои действия. Ведь акты об уничтожении могут понадобиться вам при проверках или судебных делах, если у вас потребуют представить какие-либо документы.

Порядок уничтожения старых документов прописан в пунктах 4.6—4.13 Правил, утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526. И выглядит следующим образом. Сначала руководитель своим приказом утверждает экспертную комиссию. В нее обычно входят сотрудники организации — секретарь, бухгалтер, делопроизводитель.

На заметку

Если вам нужна срочная консультация по вопросам налогового, бухгалтерского учета или расчета страховых взносов, задайте свой вопрос на сайте электронного журнала «Упрощенка» e.26-2.ru через сервис «Вопрос эксперту». Услуга платная.

Комиссия отбирает дела (папки) с истекшими сроками хранения и составляет на них акт о выделении дел к уничтожению. В акт комиссия включает все бумаги, срок хранения которых истек к 1 января года, в котором составляется акт. Например, дела с пятилетним сроком хранения, законченные в 2015 году, могут быть включены в акт не ранее 1 января 2021 года.

Оформить акт можно по форме из приложения 21 к Правилам, утвержденным приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526. Образец посмотрите ниже.

Уничтожить документы вы можете следующими способами:

— передать на переработку. При этом передачу бумаг оформите накладной, указав в ней дату передачи, вес и количество бумаг;

— самостоятельно уничтожить документы — сжечь, измельчить в шредере, порвать.

Обратите внимание

Найти и скачать акты об уничтожении документов можно на сайте электронного журнала «Упрощенка» e.26-2.ru в разделе «Формы».

Чтобы уничтожить документы в электронном виде, сотрите файлы с электронных носителей (п. «a» абз. 2 раздела 9.9 ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст).

Факт уничтожения документов как в бумажном, так и в электронном виде оформите отдельным актом, образец которого представлен ниже.

На заметку

Что делать с документами, если деятельность прекращена

Компания или предприниматель обязаны хранить всю документацию, пока ведут свою деятельность (ст. 15 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ). После ликвидации бизнеса документы надо сдать в муниципальный архив. Специальных сроков передачи документов нет. Но не стоит спешить. Есть смысл хранить их у себя еще четыре года после прекращения деятельности, поскольку возможна налоговая проверка (письмо Минфина России от 11.05.2012 № 03-02-08/45).

Нюансы, требующие особого внимания

Трудовые договоры, заключенные в 2003 году и позднее, храните 50 лет.

Срок хранения «первички» по основным средствам начинается после того, как объект самортизирован в бухучете.

Документ «Учетная политика» не уничтожайте в течение 5 лет.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Найдите неверное утверждение:
Книгу учета доходов и расходов храните все время, пока работает фирма или предприниматель (п. 401 Перечня, утвержденного приказом Минкультуры от 25.08.2010 № 558)
Декларацию по УСН за 2015 год следует хранить 5 лет
Трудовые договоры за 2016 год нужно сохранять 50 лет
Книгу учета доходов и расходов за 2015 год надо хранить 10 лет