Если юридический адрес не совпадает с фактическим
Наша организация применяет упрощенную систему и имеет два адреса – юридический и фактический. Регистрировала ее юридическая фирма, она же предоставила адрес. В том месте, что располагается по адресу, указанному в уставе, мы никогда не были, и с компанией, которая по нему находится, не общались. Недавно налоговая инспекция приостановила операции по нашему расчетному счету. Оказалось, что бухгалтер-кассир, заполнявшая платежное поручение об уплате налога, ошиблась в реквизитах, и у нас образовалась недоимка. Требование об уплате задолженности по налогу было направлено по почте на наш юридический адрес. Естественно, мы его не получили, о задолженности не знали и в указанный в документе срок ее не погасили. В связи с этим руководитель инспекции принял сначала решение о взыскании, а затем о приостановлении операций. Чтобы работать с расчетным счетом, нам лучше срочно погасить недоимку, а потом уже выяснять, куда была зачислена сумма по ошибочному платежному поручению. Это понятно. Но что предпринять, чтобы такая ситуация не повторилась? Перерегистрироваться по фактическому адресу или есть другой вариант?
Е.В. Сомова, бухгалтер, г. Задонск
Нежелательные последствия
Если организация ведет деятельность по другому адресу, чем указано в учредительных документах, налоговая инспекция может это воспринять как создание обособленного подразделения. Кроме того, при наличии двух адресов существует вероятность, что отправленная важная корреспонденция (требование об уплате налога или о представлении документов в налоговую инспекцию, акт налоговой проверки и т. д.) не дойдет до организации вовремя или она не получит ее вовсе (как в рассматриваемом случае). В дополнение к этому руководителя могут оштрафовать за представление недостоверных сведений о юридическом лице.
Прежде чем рассматривать нежелательные последствия, выясним, что означает «юридический» или «фактический адрес». В гражданском законодательстве нет таких понятий. Однако есть термин «место нахождения юридического лица», под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а если он отсутствует – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Этот адрес указывается в Едином государственном реестре юридических лиц и в учредительных документах организации. Именно его и подразумевают под юридическим адресом. Соответственно, говоря о фактическом адресе, имеют в виду адрес, по которому организация действительно находится и осуществляет предпринимательскую деятельность. Чем же грозит наличие двух адресов?
1. Ведение деятельности по адресу, отличному от места нахождения, указанного в учредительных документах, может быть приравнено к созданию обособленного подразделения. Многие не придают этому значения, справедливо считая, что при упрощенной системе можно иметь обособленные подразделения, а значит, принудительного перехода на общий режим из-за наличия двух адресов не будет. Так и есть. Однако если организация не известит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, то инспекция, узнав об этом спустя месяц, вероятно, начислит штрафы.
Напомним, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания. Если этого не сделать, организации могут начислить штраф в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а должностных лиц привлечь к административной ответственности, при которой штраф составляет от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
В течение одного месяца со дня создания подразделения организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). За несвоевременную подачу заявления могут оштрафовать:
– организацию – на 5000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка – более 90 календарных дней);
– руководителя – в размере от 500 до 1000 руб.
Если же налоговые органы докажут, что организация не просто опоздала подать заявление, а уклонялась от постановки на учет, с руководителя могут взыскать от 2000 до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Размеры штрафов для организации в этом случае будут такими:
– 10% доходов от деятельности, продлившейся не более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ);
– 20% доходов от деятельности, продлившейся более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 117 НК РФ).
Заметим, вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно, если организация по другим основаниям состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, где создано подразделение (п. 4 ст. 83 НК РФ). Значит, если фактический адрес организации подведомственен налоговой инспекции, в которой организация уже состоит на учете, привлечь ее к ответственности по статьям 116 и 117 НК РФ (руководителя – по статье 15.3 КоАП РФ) нельзя.
2. Неполучение корреспонденции. Здесь все зависит от того, насколько важным было письмо, которое пришло на юридический адрес организации. В рассматриваемом случае компания не получила требование об уплате задолженности по налогу. Это привело к тому, что операции по счету были приостановлены.
На адрес, указанный в учредительных документах, могут присылать письма не только налоговые инспекции, но и внебюджетные фонды, другие государственные органы, а также контрагенты. Ведь именно такой адрес должен быть указан в большинстве официальных документов общества. Чтобы избежать неприятностей, советуем хотя бы наладить контакт с лицами, находящимися по вашему юридическому адресу. Допустим, заключить с ними договор, согласно которому за определенную плату они бы своевременно пересылали полученную корреспонденцию на ваш фактический адрес. Тогда обо всех важных событиях вы будете узнавать вовремя, а большинство неприятностей удастся избежать.
3. Взыскание штрафа с руководителя организации за представление недостоверных сведений. Согласно пункту 3 статьи 14.25 КоАП РФ подача недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган влечет предупреждение или взыскание штрафа с руководителя в размере 5000 руб. При этом недостоверными сведениями считаются неточности и искажения в документах. Обратите внимание: в данном случае имеется в виду, что лицо, указывающее их, не имеет умысла на совершение противоправных деяний. Когда же в уставе записывают адрес, который отличается от фактического места нахождения, действуют, наоборот, сознательно. Поэтому налоговые органы, как правило, штрафуют по другому основанию. Так, за представление в регистрирующий орган документов с заведомо ложными данными с руководителя взимается штраф в размере 5000 руб. или он дисквалифицируется на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Заметим, налоговые органы в этом случае должны доказать, что руководитель знал о содержащихся в бумагах искажениях.
Что можно изменить
Чтобы избежать нежелательных последствий, связанных с наличием у организации юридического и фактического адресов, нужно внести изменения в устав и указать в нем реальное место, где ведется предпринимательская деятельность. Как вариант можно по фактическому адресу зарегистрировать обособленное подразделение.
Чтобы внести изменения в учредительные документы, нужно подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. К нему следует приложить решение о внесении изменений в устав, учредительные документы в новой редакции (или отдельный документ «Изменения к уставу»), платежное поручение об уплате госпошлины (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Обратите внимание: если новый адрес подведомственен другой налоговой инспекции, придется снимать организацию с учета в старой инспекции и ставить на учет в новой. Это может занять несколько месяцев. Тем не менее внести изменения в устав – самый надежный и с точки зрения гражданского законодательства правильный способ, позволяющий избежать споров по поводу наличия юридического и фактического адресов у организации.
Если же по каким-то причинам организация не желает менять адрес, указанный в уставе, она может встать на учет в налоговой инспекции по месту своего фактического нахождения, указав по нему обособленное подразделение. Однако это имеет смысл только в случае, когда корреспонденция, приходящая на юридический адрес, доставляется организации вовремя. Иначе писем от налоговой инспекции организация все равно не получит, так как большинство из них будет отправляться на адрес головного офиса, и могут возникнуть нежелательные последствия, о которых говорилось выше.
Итак, чтобы официально оформить обособленное подразделение, нужно:
1) письменно сообщить о его создании в налоговую инспекцию, в которой организация состоит на учете (форма заявления № С-09-3 утверждена приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@);
2) если юридический адрес относится к территории, подведомственной одной налоговой инспекции, а фактический – другой, по месту нахождения подразделения подать заявление о постановке на учет (форма № 1-2-Учет утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@).
Что говорят суды
Арбитражная практика складывается по-разному. Так, ФАС Дальневосточного округа вынес постановление от 18.08.2008 № Ф03-А16/08-1/3231, в котором отклонил заявление истца о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации организации. В заявлении о государственной регистрации был указан адрес, по которому созданная организация не может располагаться на законных основаниях. Дело в том, что по данному адресу находилась другая организация, арендующая помещение и не имеющая права передавать его в субаренду. В связи с этим регистрирующий орган посчитал пункт 2 заявления (где указывается место нахождения организации) незаполненным, заявление непредставленным и в регистрации отказал. Судьи согласились с этим. Заметим, что ВАС также поддержал изложенную позицию (Определение от 19.11.2008 № 14799/08).
Однако есть арбитры, которые принимают сторону налогоплательщиков. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа признал неубедительными доводы регистрирующего органа о том, что в заявлении о государственной регистрации указан адрес помещения, являющегося местом массовой регистрации (постановление от 18.06.2009 № А19-13375/08). В данном случае организация представила в регистрирующий орган полный перечень документов, поэтому, по мнению суда, у регистрирующего органа не было оснований отказать в государственной регистрации.
По другому делу, заслушанному ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 08.08.2008 № А19-15892/07-Ф02-3742/08), был сделан вывод, что действующее законодательство не запрещает регистрировать нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу. Следовательно, заявление о государственной регистрации, в котором указан адрес, совпадающий с адресом места нахождения других юридических лиц, не является не соответствующим требованиям законодательства.
В то же время часто все риски неблагоприятных последствий того, что из-за наличия фактического и юридического адресов информация не доходит (несвоевременно доходит) до организаций, суды возлагают именно на них. Например, ФАС Северо-Западного округа заключил, что общество должно было позаботиться о получении корреспонденции по адресу, указанному в учредительных документах, по которому налоговая инспекция правомерно ее направляла (постановление от 02.08.2006 № А42-10185/2005). Поскольку налогоплательщик этого не сделал, он не вправе ссылаться на отсутствие у него писем от инспекции как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности в связи с возникшими для него неблагоприятными последствиями.
Есть еще одно интересное дело, выигранное налогоплательщиком (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2007 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37)). Общество внесло изменения в учредительные документы, касающиеся смены места нахождения, а территориальная налоговая инспекция их зарегистрировала. Межрайонная инспекция, проведя налоговую проверку, установила, что по новому адресу оно не располагается, и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения территориальной инспекции о регистрации изменений. Однако суд отклонил ее доводы, указав, что отсутствие общества по юридическому адресу на дату проверки не является доказательством того, что при регистрации изменений представлены недостоверные сведения о месте нахождения.
Н.А. Теплова, эксперт журнала «Упрощенка»
Размер госпошлины составляет 400 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Переход на упрощенную систему в 2010 году
Выданные авансы и НДС
Знаю, что перед переходом на УСН восстанавливается НДС со стоимости товаров и материалов, а также с остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Но не могу понять, как поступить в нашей ситуации. В ноябре организация перечислила аванс за товар. НДС с аванса был принят к вычету. Недавно стало известно, что поставка ожидается лишь в январе, когда будет применяться уже упрощенная система. Нужно ли до этого восстановить НДС с аванса?
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ в последнем налоговом периоде, предшествующем переходу на упрощенную систему, необходимо восстановить НДС со стоимости имеющихся на балансе товаров, материалов и другого имущества, а также с остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Разумеется, это делается, только если НДС был принят к вычету. Требование объясняется тем, что после смены налогового режима объекты не будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС (те, кто работает на упрощенной системе, не являются плательщиками этого налога, кроме случаев, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ).
С 2009 года налогоплательщики вправе принять к вычету НДС не только со стоимости завершенных покупок и работ или услуг, но и с авансов, перечисленных поставщикам и подрядчикам (п. 12 ст. 171 НК РФ). В подпункте 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ выданные авансы не упомянуты, однако с них тоже придется восстановить НДС: поскольку, как мы сказали, после перехода на упрощенную систему приобретенные товары (работы, услуги) и прочее имущество уже не предназначаются для деятельности, облагаемой НДС, вычет неправомерен. Но пока в подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ не внесены соответствующие изменения, можно рискнуть и не восстанавливать налог с авансов. Шанс выиграть дело в суде есть, так как согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неясности законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
Основные средства, полученные при реорганизации
Наша организация образовалась в результате выделения из другого юридического лица. По разделительному балансу было получено основное средство. К вычету НДС по нему мы не принимали. 1 января 2010 года планируем перейти на упрощенную систему. Нужно ли будет восстанавливать НДС с остаточной стоимости объекта?
Восстанавливать НДС со стоимости имущества, которое имеется на балансе при переходе на специальные налоговые режимы, включая упрощенный, обязаны все (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). По основным средствам и нематериальным активам величина налога определяется пропорционально остаточной (балансовой) стоимости. Однако только в том случае, если его приняли к вычету. Вы этого не делали, так как имущество досталось при реорганизации. Значит, указанная норма к вам не относится и восстанавливать НДС с остаточной стоимости объекта не нужно.
Когда считать среднесписочную численность?
Подскажите, пожалуйста, как быть. С 2010 года хотим применять УСН, но на 1 октября 2009 года средняя численность работников организации составила 103 человека. По всем остальным критериям препятствий для перехода нет. Можем ли мы подать заявление, если на 1 ноября средняя численность работников была равна уже 98 человекам? Если да, то какую указать величину?
Согласно подпункту 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ применять упрощенную систему могут организации и индивидуальные предприниматели со средней численностью работников не более 100 человек. Вы планируете переход на 1 января 2010 года, следовательно, к этому времени рассматриваемый показатель не должен превышать 100 человек. Заявление о переходе на упрощенную систему подается в период с 1 октября по 30 ноября включительно. О том, что контрольные данные нужно определять на 1 октября, в Налоговом кодексе не говорится. Так что подайте заявление и приведите данные на 1 ноября – 98 человек.
Поспешное заявление
Наша организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. В ноябре мы подали заявление о переходе в 2010 году на общий режим, но потом руководство решило, что выгоднее оставаться на «упрощенке». Чтобы выяснить, как быть в нашем случае, позвонили в налоговую инспекцию. Инспектор ответил, что ничего сделать нельзя – раз подано заявление, придется с нового года работать на общем режиме. Как вы думаете, он прав?
Согласно пункту 6 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, добровольно сменившие упрощенный режим на общий, должны известить об этом свою налоговую инспекцию не позднее 15 января года, в котором произошла смена. Поэтому с заявлением вы, конечно, поторопились. Что предпринять тем, кто передумал применять с нового года общий режим, в Налоговом кодексе не поясняется. Полагаем, в вашем случае еще не все потеряно. На общем режиме организация еще не работала, поэтому составьте второе заявление, указав, что первое недействительно. Лучше принести его в инспекцию до начала 2010 года или хотя бы до 15 января.
«Таможенный» НДС при переходе на упрощенную систему
В 2009 году мы приобрели за рубежом оборудование. При оформлении таможенной декларации перечислили необходимые платежи, в том числе НДС, который затем поставили к вычету. В 2010 году планируем перейти на упрощенную систему. Подскажите, нужно ли восстановить НДС?
В налоговый вычет входит НДС, уплаченный при ввозе товара на российскую территорию (п. 2 ст. 171 НК РФ). Перед переходом на упрощенную систему требуется восстановить принятый к вычету НДС со стоимости товара, материалов и прочего имущества, а также с остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, состоящих на балансе к 1 января (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Причем это правило распространяется на весь НДС, а не только на предъявленный поставщиками и подрядчиками. Так что если ваше основное средство останется на балансе к началу следующего года, в IV квартале придется восстановить НДС пропорционально остаточной стоимости объекта. Не забудьте при этом внести запись в книгу продаж.
Расходы на разработку месторождения
Сейчас мы применяем УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, но 1 января перейдем на общий режим, так как в следующем году начнем добывать полезные ископаемые, не являющиеся общераспространенными. Удастся ли нам учесть при общем режиме расходы на разработку месторождения? Дело в том, что большинство из них уже осуществлено, однако в базу по единому налогу они не включались.
Действительно, организации, занятые добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных), не вправе находиться на упрощенной системе (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Значит, согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ с первого дня квартала, в котором вы приступите к этой деятельности, придется перейти на общий режим. Поэтому выгоднее, конечно, добровольно прекратить применять упрощенную систему в начале года. Напомним, что в этом случае вам необходимо известить налоговую инспекцию не позднее 15 января 2010 года (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).
Правила учета расходов при смене упрощенного режима на общий указаны в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.25 НК РФ. В соответствии с ними в налоговой базе по налогу на прибыль признаются те расходы на приобретение товаров (работ, услуг) или имущественных прав, которые при упрощенной системе были осуществлены, но не оплачены и соответственно не учтены в налоговой базе при УСН. Они отражаются в первый месяц работы на общем режиме.
Таким образом, если расходы на разработку месторождения вы не успеете оплатить в 2009 году, то сможете их учесть в январе в базе налога на прибыль.
Авансы являются доходом
Наша организация в 2010 году начнет работать на УСН с объектом налогообложения доходы. Слышала, что авансы, полученные при общем режиме и не закрытые до нового года, приходится учитывать при упрощенной системе. Так ли это? Если так, в какой отчетности я должна отразить эти авансы?
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, перейдя с общего режима на упрощенный, организации и предприниматели обязаны включить в доходы все суммы, ранее поступившие по договорам, которые будут исполняться после перехода. Другими словами, налоговая база при упрощенной системе увеличивается на сумму всех авансов, полученных от покупателей или заказчиков и не покрытых при общем режиме. Внести запись в Книгу учета доходов и расходов вам понадобится в январе 2010 года.
Теперь об отчетности. Начиная с 2009 года декларацию при упрощенной системе нужно подавать только по итогам налогового периода (ст. 346.23 НК РФ). Так что отчитаться, в том числе о «наследуемых» авансах, вы будете должны лишь в 2011 году, не позднее 31 марта. Хотя первый авансовый платеж по единому налогу следует перечислить уже за I квартал, до 26 апреля 2010 года включительно (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Заметим, что 25 апреля 2010 года приходится на выходной, поэтому срок уплаты перенесен на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Продажа основного средства
С 1 января планируем применять УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. На сегодняшний день на балансе организации имеется основное средство, которое собираемся продать. Подскажите, пожалуйста, когда это лучше сделать?
Реализовать основное средство рекомендуем в этом году. И сразу по двум причинам.
Во-первых, перед переходом на упрощенную систему налогоплательщики обязаны восстановить НДС со стоимости всего имущества, в том числе с остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Соответственно, если основное средство реализовано, восстанавливать нечего.
Во-вторых, продавать основные средства, находясь на упрощенной системе, невыгодно. Доходы от реализации полностью включаются в налоговую базу, тогда как отнести остаточную стоимость объекта на расходы нельзя. Для этого в перечне пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет подходящей позиции. Кроме того, потребуется пересчитать налоговую базу за весь период, в котором списывались издержки на основное средство (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). В расходах останется лишь сумма амортизации, начисленная по правилам главы 25 НК РФ.
Если совершить продажу при общем режиме, со стоимости реализованного имущества придется, конечно, уплачивать НДС, но все затраты, в том числе в виде остаточной стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ), можно включить в базу по налогу на прибыль.
Невостребованная задолженность при переходе на УСН
В 2010 году наша организация перейдет на УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. В данное время у нас имеется невостребованная кредиторская задолженность, а связаться с поставщиком никак не удается. В январе 2010 года истекает срок исковой давности. Помогите разобраться, какой налог потребуется заплатить, когда мы спишем задолженность как невостребованную, – на прибыль или единый? Задолженность перед поставщиком образовалась при общем режиме с методом начислений.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при упрощенной системе в налоговой базе отражаются доходы от реализации и внереализационные доходы. Их состав определяется в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. В пункте 18 статьи 250 НК РФ указана невостребованная кредиторская задолженность, списанная по истечению срока исковой давности. Ни о каких условиях, связанных с режимом налогообложения, при котором она возникла, не упомянуто. Так что в январе на сумму списанной кредиторской задолженности придется увеличить налоговую базу при упрощенной системе, а когда закончится I квартал – перечислить авансовый платеж по единому налогу. Последний день – 26 апреля 2010 года (25 апреля будет воскресенье, поэтому согласно пункту 7 статьи 6.1 НК РФ крайний срок переносится на следующий рабочий день).
Если указан не тот объект налогообложения
В начале ноября мы подали заявление о переходе на упрощенную систему. В заявлении указали один объект налогообложения, а прикинув доходы и расходы, поняли, что выгоднее будет другой. Можно ли поменять объект налогообложения до того, как станем работать на упрощенной системе?
Налоговый кодекс идет навстречу тем, кто не сумел сразу выбрать наиболее подходящий объект налогообложения. Если организация или индивидуальный предприниматель пересмотрели свое решение после того, как уже подали заявление о переходе, но еще не начали применять упрощенную систему, им нужно уведомить о смене объекта налоговую инспекцию (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Но только не позднее 20 декабря года, предшествующего переходу. 20 декабря 2009 года – воскресенье, и в этом году последний день подачи уведомления перенесен на 21-е число (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Унифицированной формы уведомления нет, поэтому оно подается в произвольной.