Все статьи номера
Не прочитано
1 , Январь 2016
Проблема

Как закрыть Книгу учета доходов и расходов «упрощенцам», учитывающим расходы

Из этой статьи вы узнаете:
1.
Как посчитать в Книге учета итоговые доходы и расходы
2. Каким образом отразить в Книге прошлогодние убытки
3. Сколько лет можно переносить убытки в налоговом учете

Если вы — предприниматель

Вы также обязаны вести Книгу учета по УСН. Прочитайте статью, чтобы знать, как закрыть Книгу по окончании года.

Все организации и предприниматели на упрощенной системе налогообложения должны вести Книгу учету доходов и расходов. Книга — это обязательный документ на УСН и основа для расчета единого налога. При ее помощи вы определяете свои итоговые доходы, расходы и заполняете декларацию по «упрощенке». И если вы работаете на УСН с объектом доходы минус расходы, то после окончания года Книгу учета вам нужно закрыть. Какие записи для этого потребуется сделать и какие разделы оформить, расскажем далее.

Действие № 1 Оформите справку к разделу I Книги учета

В течение года все поступления и затраты, которые можно учесть при расчете «упрощенного» налога, вы отражали в разделе I Книги учета. И если вы считаете налог с разницы между доходами и расходами, то по окончании года вам нужно заполнить еще справку к разделу I (п. 2.6 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов, утвержденного приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н, далее — Порядок). В этой справке вы определяете конечный результат работы за год: сумму доходов, расходов либо величину полученных убытков.

Обратите внимание

Если у вас объект — доходы минус расходы, в конце года заполните справку к разделу I и отразите в ней итоги работы за год: свои доходы, расходы или убытки.

Так, в строке 010 справки укажите величину доходов, а по строке 020 — сумму произведенных расходов за прошедший год. Показатели перенесите из строки «Итого за год» раздела I Книги: в строку 010 — из графы 4, а в строку 020 — из графы 5 (п. 2.7 и 2.8 Порядка).

Если по итогам прошлого года вы платили минимальный налог, обратите внимание на строку 030 (п. 2.9 Порядка). В ней отражается разница между минимальным и «упрощенным» налогами за прошлый год. Напомним, эту разницу вы можете отнести на расходы по итогам текущего года. Обратите внимание: можете, но не обязаны. Например, если учет разницы невыгоден для вас и приводит к возникновению убытков, тогда вы вправе ее не ставить в затраты.

Если же вы решили учесть разницу между минимальным и единым налогами по итогам года, то рассчитайте ее по следующей формуле:

Разница между минимальным и единым налогами (показатель строки 030 cправки к разделу I)=Сумма уплаченного минимального налога за предыдущий год (строка 280 раздела 2.2 декларации по УСН за прошлый год)Сумма исчисленного «упрощенного» налога за предыдущий год (строка 273 раздела 2.2 декларации по УСН за прошлый год)

Впишите разницу между минимальным и единым налогами в строку 030 справки.

Далее определите итоговые данные в справке — итого доходов или убытков (строки 040 и 041). Доходы (040) определите как разность доходов, расходов и прошлогодней разницы между минимальным и «упрощенным» налогами. Если у вас получился отрицательный результат, значит, у вас убыток. Его сумму без минуса зафиксируйте в строке 041. Отрицательное значение в строке 040 не отражайте (п. 2.10 и 2.11 Порядка).

Действие № 2 Посчитайте убытки в разделе III

Помимо отмеченной разницы между минимальным и единым налогами, «упрощенцы» с объектом доходы минус расходы могут списать по итогам года еще и прошлогодние убытки (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Обратите внимание

Переносить убытки на УСН можно в течение 10 лет после того, как вы получили их (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Учет убытков, как и разницы, это тоже ваше право, а не обязанность. Поэтому, если признавать убытки вы не планируете, можете этого и не делать. Их разрешается переносить на следующие налоговые периоды в течение 10 лет после того, как вы их получили.

Для расчета суммы убытка, на который можно снизить налоговую базу, как раз и предназначен раздел III Книги учета доходов и расходов. Заполняйте этот раздел в следующем порядке.

Подсказки от сайта e.26-2.ru

«Упрощенка» разработала удобный сервис для ведения Книги учета в электронном виде

Вести Книгу учета доходов и расходов вы можете на бумаге или в электронном виде. Последний вариант удобен тем, что дает возможность быстро исправлять ошибки. А также вносить какие-либо уточнения.

Чтобы облегчить вам ведение Книги учета в электронном виде, «Упрощенка» разработала специальный сервис «Книга учета доходов и расходов». Воспользоваться им вы можете на сайте электронного журнала «Упрощенка» e.26-2.ru. Для этого выберите на центральной панели «Книга учета доходов и расходов». Если вам не виден сервис — нажмите кнопку «еще», и он будет доступен.

Прежде чем начать оформлять Книгу, заполните свои данные — наименование компании или фамилию, имя, отчество предпринимателя, адрес, ИНН, КПП и пр. Выберите свой объект налогообложения. И постепенно вносите все операции в Книгу нажатием кнопки «добавить». Вся информация будет сохраняться на сайте в вашей индивидуальной Книге, в которую можно заходить под своим паролем. По итогам года выведите Книгу на бумажный носитель, нажав кнопку «Сохранить в EXCEL». Затем распечатайте ее, прошейте, пронумеруйте и заверьте у руководителя.

Так, в строку 010 раздела III запишите общую величину убытков, перенесенных с прошлых лет. То есть сколько всего у вас накопилось убытков за прошлые годы. Затем распределите эту сумму в строках 020110 по годам, когда они появились.

В строке 120 отразите налоговую базу текущего года, которую вы будете сокращать на прошлые убытки. Для этого возьмите показатель из строки 040 справки к разделу I Книги учета.

В строке 130 приведите размер убытка, который вы решили учесть при УСН по итогам 2015 года. При этом учтите, что снизить налоговую базу вы можете хоть до нуля, например, если прежде у вас было много убытков. Однако это может быть невыгодно. Ведь в таком случае к уплате выйдет минимальный налог.

Если же по итогам 2015 года у вас тоже получился убыток, то зафиксируйте его по строке 140 раздела III. А в строке 150 покажите несписанную сумму убытков на начало следующего года. То есть сколько убытков вы еще не учли. Можете списать их в последующие годы. Суммы расшифруйте по годам в строках 160 — 250.

Пример. Заполнение раздела III Книги учета доходов и расходов при УСН

ООО «Рига» применяет «упрощенку» с объектом налогообложения доходы минус расходы. По итогам 2015 года налоговая база фирмы составила 500 000 руб. На начало 2015 года общая сумма убытков прошлых лет равна 60 000 руб., в том числе:

— за 2013 год — 40 000 руб.;

— за 2014 год — 20 000 руб.

По итогам 2015 года организация приняла решение уменьшить налоговую базу по УСН на 30 000 руб. из общей суммы убытков прошлых лет.

Таким образом, на начало 2016 года остаток неперенесенных убытков составит 30 000 руб. (60 000 руб. − – 30 000 руб.). При этом по годам образования убытки после применения вычета распределятся таким образом:

— за 2013 год — 10 000 руб. (40 000 руб. – 30 000 руб.);

— за 2014 год — 20 000 руб.

Раздел III Книги учета доходов и расходов бухгалтер ООО «Рига» заполнил так, как показано на рисунке ниже.

 

Итак, после того как вы выполнили отмеченные выше действия, Книга учета доходов и расходов у вас готова. Если вы вели Книгу на бумаге, то далее ничего вам больше делать не придется.

Важное обстоятельство

По итогам года электронную Книгу учета обязательно распечатайте, сшейте, пронумеруйте и заверьте у руководителя.

 Она у вас уже должна быть распечатана, прошнурована, пронумерована и заверена у руководителя. Поскольку это требует сделать Порядок заполнения Книги до внесения в нее записей (п. 1.5 Порядка).

А вот если вы вели Книгу учета доходов и расходов электронно, то обязательно распечатайте ее, сшейте, пронумеруйте и заверьте у руководителя. А затем отдайте на хранение. Подробнее об этом читайте материал на следующей странице.

Нюансы, требующие особого внимания

Если у вас объект по УСН — доходы минус расходы, по окончании года обязательно заполните справку к разделу I Книги учета. В ней отразите результаты работы за год — свои доходы, расходы и убытки.

Убытки отдельно зафиксируйте в разделе III Книги. Запишите туда все прошлогодние убытки, распределив их по годам. А текущие убытки покажите по строке 140 раздела.

Списание убытков по итогам года — это право, а не обязанность «упрощенца». Поэтому, если вы не хотите уменьшать налоговую базу на величину убытков, можете этого не делать. Переносить учет убытков разрешается в течение 10 лет с момента, как они возникли.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
По итогам 2014 года у фирмы на УСН образовался убыток. До какого срока его нужно включить в расходы, чтобы не потерять право на списание убытка?
Переносить учет убытков на следующие налоговые периоды разрешается в течение 10 лет после того, как их получили (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому последний год для списания убытка 2014 года – 2024 год (2014 год + 10 лет). Позже учесть убыток уже нельзя, он пропадет
В 2015 году
До 2019 года
До 2024 года
Организация может списать убыток в любое время по своему усмотрению