Все статьи номера
Не прочитано
8 , Август 2016
Бухучет при УСН

Изменение № 1. Списывать материалы можно в день покупки

Из этой статьи вы узнаете:
1. Нужно ли распределять транспортно-заготовительные расходы
2. Кто из упрощенцев может списывать материалы в бухучете сразу, не дожидаясь отпуска в производство
3. Почему списывать материалы в день покупки выгодно не всем

Если вы — предприниматель

Вы не обязаны вести бухучет материалов (подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Но если ведет его по собственной инициативе, узнайте о новых правилах.

С 20 июня 2016 года действуют три новых правила учета материалов (приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н). Воспользовавшись ими, бухгалтеры облегчат себе работу. Но у нововведений есть и минусы: путаница в учете и искажения в отчетности. Поэтому используйте те новшества, которые вам выгодны (информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 № ИС-учет-3). А неудобные — игнорируйте. Принять решение поможет данная статья.

Правило для всех. Материалы можно приходовать по цене поставщика

По новому правилу включайте в стоимость материалов лишь ту цену, которая указана в накладной поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Отражайте эту сумму на счете 10 «Материалы». А затраты по доставке, монтажу, посреднические вознаграждения и прочие траты, сопутствующие покупке, относите сразу на расходы. Списывайте их в дебет счета 20 «Основное производство», если ваша фирма производственная. Либо на счет 44 «Издержки обращения», если торговая.

При традиционном бухгалтерском учете в стоимость материалов вы включали все затраты, связанные с их покупкой. Это и цена поставщика, и посреднические вознаграждения, консультационные услуги, таможенные пошлины и т. п.

При этом транспортно-заготовительные расходы, связанные с материалами, согласно учетной политике вы учитывали одним из следующих способов (п. 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н):

— отражали их на отдельном субсчете к счету 10 и распределяли между всеми оприходованными материалами пропорционально их стоимости;

— учитывали на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Затем в конце месяца списывали на счет 20 или 44 сумму расходов, пропорциональную доле отпущенных в производство материалов в общей стоимости списанных и оставшихся на складе запасов.

То есть учет приобретения материалов в традиционном бухучете намного сложнее.

Важное обстоятельство

При традиционном бухучете вам необходимо распределять транспортно-заготовительные расходы на материалы.

Пример 1. Как определять стоимость материалов при упрощенном и обычном бухучете

ООО «Василек» применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», является малым предприятием и занимается пошивом одежды. 5 августа 2016 года организация приобрела и оприходовала партию ткани по цене 120 000 руб. (включая НДС). И уплатила транспортной компании за доставку 15 000 руб. (в том числе НДС). Покажем, как бухгалтеру отразить покупку по новым и старым правилам.

По новому правилу в стоимость материалов бухгалтер включит лишь покупную стоимость материалов. Проводки будут такие:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

— 120 000 руб. — оприходована на склад ткань по цене поставщика;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60

— 15 000 руб. — учтены расходы на доставку.

По старому правилу ООО «Василек» должно было прописать в учетной политике, как учитывать транспортно-заготовительные расходы: на счете 10 или отдельно. При первом способе проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

— 120 000 руб. — оприходована на склад ткань;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» КРЕДИТ 60

— 15 000 руб. — включены в стоимость материалов расходы на доставку.

При втором способе, когда транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном счете, бухгалтер ООО «Василек» сделает проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

— 120 000 руб. — оприходована на склад ткань;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

— 15 000 руб. — отражены транспортно-заготовительные расходы.

Суть вопроса

По новому правилу в стоимость материалов включается только их покупная цена. Вы узнаете ее, посмотрев накладную от поставщика.

Плюсы нового упрощенного правила следующие. Определять стоимость материалов удобнее и быстрее. Чтобы оприходовать ценности, вам достаточно иметь только накладную от поставщика. Распределять транспортно-заготовительные расходы на каждую единицу материала не нужно.

Минус такой. Вы сразу списываете затраты, связанные с покупкой материалов. И из-за этого расходы в бухгалтерском учете увеличатся, это может привести к убыткам в балансе.

Чтобы применять новое правило, внесите изменения в учетную политику. Поскольку поправки к ПБУ 5/01 действуют с 20 июня, вы можете изменить учетную политику в середине года (п. 14 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Так что вы вправе перейти на упрощенный бухучет с любого числа. Например, с 1 августа. Либо со следующего года. Составьте приказ об изменениях в учетной политике. Пропишите в документе, как вы будете определять стоимость материалов. Фрагмент формулировки предлагаем ниже.

После того как подписали изменения, определяйте стоимость поступивших материалов по-новому. А вот стоимость оприходованных ранее материалов не меняйте (п. 12 ПБУ 5/01).

Правило не для всех. Материалы разрешено списывать в день покупки

По новому правилу вы можете списать стоимость всей приобретенной партии на расходы в день, когда оприходовали материалы. Правда, тут есть некоторые ограничения (п. 13.2 ПБУ 5/01). Применять данный способ могут только:

— микропредприятия. То есть те фирмы на УСН, у которых за прошлый год среднесписочная численность работников не превысила 15 человек (подп. 2 п. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ);

Читайте также

О том, какие преимущества в работе установлены для микропредприятий, читайте специальный материал в журнале «Упрощенка», 2016, № 4.

— не микропредприятия. При условии, что в вашей деятельности не бывает существенных остатков материальных запасов.

Какие остатки считать существенными, в ПБУ 5/01 не прописано. Поэтому решите это сами и запишите в учетной политике. Например, укажите, что остатки материалов у вас незначительны, так как фирма торговая. Кроме того, вы можете установить для вашей организации числовой критерий. Скажем, пропишите, что остатки материалов составляют не больше 10% от стоимости всего имущества фирмы. И исходя из этого являются несущественными. Примерная формулировка учетной политики дана ниже.

Важное обстоятельство

Купленные материалы можно сразу списывать на расходы. Но не всем, а лишь микропредприятиям и тем фирмам, у которых нет больших остатков материалов.

Если же ваша фирма не является микропредприятием и имеет существенные остатки запасов, вы можете списывать в день покупки только материалы для управленческих нужд (п. 13.3 ПБУ 5/01). Сюда относятся канцтовары, хозтовары, офисная мебель и т. п. Конкретный перечень материалов для управленческих нужд в ПБУ 5/01 не указан. Установите его сами и пропишите в учетной политике. Примерная формулировка дана ниже.

При упрощенном способе вы приходуете материалы и сразу их списываете. То есть на основании накладной сделаете сразу две проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

— оприходованы материалы;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10

— списана стоимость материалов в расходы.

А в день, когда материалы отпустите в производство, никакие бухгалтерские проводки не делайте.

При традиционном бухгалтерском учете вы приходуете материалы и отражаете их стоимость по дебету счета 10. А списываете, только когда ценности отпустили в производство. Причем учитываете в расходах не сразу всю партию, а лишь стоимость переданных запасов. В чем отличия, покажем на примере.

Пример 2. Как списывать материалы в бухучете

ООО «Вереск» является малым предприятием, применяет УСН и торгует оптом. 29 июля 2016 года организация купила 5 пачек бумаги для принтера по цене 300 руб. (включая НДС) за каждую. 1 августа одну пачку передали секретарю для работы по требованию-накладной. Покажем, какие проводки сделает бухгалтер при упрощенном и обычном способе учета материалов. Если ООО «Вереск» перейдет на упрощенный способ, то 29 июля бухгалтер сделает проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

— 1500 руб. (300 руб. × 5 шт.) — оприходована бумага для принтера;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10

— 1500 руб. — списана в расходы бумага для принтера.

При традиционном учете 29 июля бухгалтер отразит только поступившие материалы:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

— 1500 руб. (300 руб. × 5 шт.) — оприходована бумага для принтера.

А спишет расходы лишь 1 августа, причем только стоимость одной пачки:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10

— 300 руб. — списана в расходы бумага для принтера.

Стоимость оставшихся четырех пачек бумаги будет числиться на счете 10.

На заметку

В налоговом учете при УСН вы списываете материалы после того, как оприходовали ценности и оплатили покупку (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Плюсы у нового правила следующие. Списывать материалы в день покупки проще и удобнее. Вам не придется отслеживать, когда запасы отпущены в производство. Не потребуется и определять стоимость израсходованных материалов методом ФИФО и по средней себестоимости. Кроме того, для бухучета не потребуются бумаги на списание материалов — требования-накладные и т. п. Вы делаете проводки только на основании приходных документов.

Минус нового правила в том, что остатки по счетам бухучета станут недостоверными. Материалы могут быть не израсходованы и храниться на складе. А в бухучете их уже спишут. Поэтому, если у вас есть склад и нужно контролировать материально ответственных лиц, отражайте в бухучете материалы традиционным способом. И списывайте их на расходы лишь после отпуска в производство.

Чтобы применять новое правило, поправьте учетную политику. Укажите, какие материалы вы будете списывать сразу после покупки. Фрагмент учетной политики показан ниже.

 

На заметку

Резерв под снижение стоимости материалов больше не нужен

Новые правила бухучета позволяют упрощенцам не создавать резерв под снижение стоимости материалов (п. 25 ПБУ 5/01).

Подобный резерв нужен компаниям, у которых на балансе числятся морально устаревшие или потерявшие качества материалы. Чтобы начислить резерв, требовалось рассчитать рыночную стоимость оставшихся запасов. И если она ниже учетной цены, на разницу начислялся резерв проводкой:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 14

— создан резерв под обесценение стоимости материалов.

А когда материалы списывали в производство, резерв восстанавливали проводкой:

ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

— восстановлен резерв.

Правда, опрос на нашем сайте показал, что практически никто из читателей «Упрощенки» резерв под снижение материалов и не создавал (см. материал в журнале «Упрощенка», 2016, № 1). Чтобы не формировать резерв и далее, внесите информацию об этом в учетную политику. Пропишите, что резерв не создаете.

Если же у вас остался несписанный резерв для уценки материалов, восстановите его в день, когда подписали приказ об изменениях. Составьте для этого бухгалтерскую справку и укажите в ней сумму восстановленного резерва.

Со дня, указанного в приказе, учитывайте материалы по новому упрощенному правилу. В зависимости от того, что прописали в учетной политике, списывайте в день покупки все поступившие материалы. Либо только те материалы, которые предназначены для управленческих нужд.

А вот что делать с оставшимися на балансе материалами, оприходованными ранее, решите сами. В ПБУ 5/01 переходные правила не прописаны. Вы можете учитывать их по-прежнему, то есть списывать расходы только после передачи в производство. Но тогда придется отслеживать, какие именно материалы отпущены: старые или новые.

Другой вариант — спишите все материалы с баланса на расходы в день, когда приняли поправки в учетную политику. Для этого составьте приказ руководителя (фрагмент приказа смотрите ниже). А наименования, стоимость и количество списанных в расходы материалов укажите в бухгалтерской справке. Поставьте в справке также бухгалтерские проводки, которыми спишете материалы.

Списывать материалы можно в день покупки

Комментирует Людмила Масленникова, эксперт журнала "Упрощенка", кандидат экономических наук

Нюансы, требующие особого внимания

Новые упрощенные правила учета материалов не являются обязательными. Вы можете выбрать только те, которые выгодны и удобны для вашей фирмы.

Сразу списывать все купленные материалы могут микропредприятия. А также те фирмы, у которых нет больших запасов ценностей на складе.

При упрощенном способе учета материалов вы не сможете определить по бухучету остатки на складе. Если вам нужно контролировать материально ответственных лиц, списывайте материалы как раньше, после отпуска в производство.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Кто может списывать материалы в день покупки?
Списать стоимость материалов на расходы в день покупки могут микропредприятия. А также малые фирмы, не имеющие существенных остатков (п. 13.2 ПБУ 5/01). Все остальные малые компании вправе сразу отнести на расходы только МПЗ для управленческих нужд. Например, канцтовары
Все малые предприятия
Только микропредприятия
Микропредприятия и малые фирмы, у которых нет существенных остатков материалов