Все статьи номера
Не прочитано
8 , Август 2016
Бухучет при УСН

Изменение № 3. Основные средства удобно амортизировать раз в год

Из этой статьи вы узнаете:
1. Как с помощью новых правил учета снизить стоимость основных средств, чтобы не «слететь» с упрощенки
2. Каким образом за счет амортизации можно увеличить промежу­точную прибыль и повысить дивиденды
3. Какие есть варианты для учета хозинвентаря и чем они удобны

Если вы — предприниматель

Бухучет вы не ведете. Но должны контролировать стоимость основных средств, чтобы не «слететь» с УСН.

Для организаций на УСН с 20 июня действуют новые правила учета основных средств (приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н). Расходы, сопутствующие покупке основного средства, можно не включать в его первоначальную стоимость, а списывать на затраты сразу. Амортизацию разрешено начислять реже, чем ежемесячно. Какова выгода от этих изменений в учете, разберемся вместе.

Возможность № 1. Первоначальную стоимость можно снизить

Суть новшества. Основные средства вы можете учитывать по цене поставщика, включая НДС. Плюс расходы на монтаж. Стоимость доставки, консультационных услуг, другие платежи в первоначальную стоимость не включайте. Спишите их на расходы по обычным видам деятельности (п. 8.1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Это позволит снизить первоначальную стоимость объекта. При обычном бухучете все расходы на покупку объекта, в том числе на доставку, информационные услуги и пр., вы относите на увеличение первоначальной цены (п. 8 ПБУ 6/01).

Суть вопроса

По новым правилам в первоначальную стоимость основного средства вы можете включить только цену поставщика и расходы на монтаж.

Пример 1. Как определять первоначальную стоимость основных средств при упрощенном и обычном бухгалтерском учете

ООО «Рига» применяет УСН с объектом «доходы минус расходы». Организация является малым предприятием и может применять упрощенный бухучет. 8 августа 2016 года компания купила оборудование для бизнеса по цене 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). За монтаж заплатила сторонней организации — 20 000 руб., а транспортной компании за доставку — 15 000 руб. Посмотрим, как бухгалтер сформировала первоначальную стоимость.

По новому правилу проводки такие:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— 118 000 руб. — отражены расходы на покупку основного средства по цене поставщика с учетом НДС;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. — включены в стоимость основного средства расходы на монтаж;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60

— 15 000 руб. — учтены расходы на доставку;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— 138 000 руб. (118 000 руб. + 20 000 руб.) — принято к учету оборудование по первоначальной цене.

По старому правилу все затраты на покупку основного средства бухгалтер включила в первоначальную стоимость:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— 118 000 руб. — отражены расходы на покупку основного средства по цене поставщика;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. — включены в стоимость основного средства расходы на монтаж, выполненный сторонней организацией;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— 15 000 руб. — включены в стоимость основного средства расходы на доставку;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— 153 000 руб. (118 000 руб. + 20 000 руб. + 15 000 руб) — принято к учету оборудование по первоначальной цене.

На заметку

Зачем предпринимателю знать бухучет основных средств

Предприниматели на упрощенке не ведут бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Но коммерсантам необходимо контролировать остаточную стоимость основных средств, чтобы не «слететь» с упрощенной системы. В этом году она не должна превышать 100 млн. руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В следующем — лимит будет
150 млн. руб. (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Так вот, остаточная стоимость при УСН рассчитывается по правилам бухучета. Она равна первоначальной цене, уменьшенной на сумму амортизации. А с 20 июня этого года правила расчета первоначальной цены и начисления амортизации изменились. Поэтому вам важно ознакомиться с поправками (приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н).

Обратите внимание

Затраты на доставку основного средства можно списать сразу, не включая в первоначальную стоимость. Тогда не придется ждать транспортную накладную от перевозчика или путевой лист от водителя.

В чем выгода. Чтобы принять к учету актив, достаточно иметь договор и акт приема-передачи. Бумаги, подтверждающие сопутствующие расходы, не нужны. Например, вам не придется ждать от перевозчика транспортную накладную либо путевой лист от водителя. Учет становится проще. Снизить стоимость объектов выгодно. Ведь при УСН действует лимит по основным средствам. В 2016 году остаточная стоимость объектов не должна превышать 100 млн. руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Она определяется как разница первоначальной цены и начисленной амортизации. Поэтому, уменьшив первоначальную цену актива, вы продлите свое право работать на УСН.

В чем неудобство. У вас уменьшится прибыль из-за того, что вы сразу спишете расходы. А это значит, что учредители могут не получить дивиденды. Кроме того, из-за небольшой прибыли в отчетности вам будет сложнее получить кредит или взять имущество в лизинг. Ведь банк и лизингодателей интересуют платежеспособные клиенты с большой прибылью.

Как перейти на новые правила. Внесите изменение в учетную политику. Сделать это вы можете в любое время начиная с 20 июня. Составьте приказ об изменениях. И пропишите там, как будете определять первоначальную стоимость основных средств (образец формулировки — ниже).

Возможность № 2. Начислять амортизацию можно реже

Суть новшества. По новым правилам начислять амортизацию основных средств вы можете реже, чем ежемесячно. Например, один раз в год, 31 декабря. Или с другой периодичностью, к примеру ежеквартально (п. 19 ПБУ 6/01).

Обратите внимание

С 20 июня у вас есть три варианта, чтобы начислить амортизацию. Первый — ежемесячно. Второй — раз в год на 31 декабря. Третий — с другой периодичностью, например ежеквартально (п. 19 ПБУ 6/01).

В чем выгода. Во-первых, вы упростите свой учет. Начисляя амортизацию раз в год, вы будете делать одну проводку вместо двенадцати. Во-вторых, увеличите промежуточную прибыль за счет того, что не станете ежемесячно отражать расходы. Это скажется на квартальных дивидендах, если вы их платите. Прибыль возрастет. Кроме того, легче будет взять кредит. Так как в банке смотрят на показатели прибыли в отчетности.

В чем неудобство. Если не начислять амортизацию каждый месяц, остаточная стоимость основных средств у вас может оказаться больше лимита — 100 млн. руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При условии, что вы в течение года покупаете другие дорогостоящие основные средства. И если вы решили отказаться от ежемесячного начисления амортизации, сначала прикиньте, не повлияет ли это на возможность применять упрощенную систему.

Как перейти на новые правила. Скорректируйте учетную политику. И укажите, с какой периодичностью вы будете начислять амортизацию. Примерная формулировка документа — ниже.

Пример 2. Начисление амортизации при упрощенном и обычном бухучете

Воспользуемся условиями примера 1. И посмотрим, как бухгалтер начислит амортизацию по оборудованию стоимостью 138 000 руб. при упрощенном и обычном бухучете. Объект ввели в эксплуатацию в августе. Срок полезного использования оборудования — 5 лет. Согласно учетной политике амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.

Годовая норма амортизации составит 20% (1 : 5 лет × × 100%).

Месячная сумма амортизации — 2300 руб. (138 000 руб. × 20% : 12 мес.).

По новым правилам 31 декабря 2016 года бухгалтер отразила амортизацию сразу за 4 месяца — с сентября по декабрь. Сумма амортизации — 9200 руб. (2300 руб. × 4 мес.). Проводка будет такая:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

— 9200 руб. — начислена амортизация по оборудованию с сентября по декабрь.

По старым правилам каждый месяц с сентября по декабрь бухгалтер будет начислять амортизацию в сумме 2300 руб. И каждый месяц будет делать запись:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

— 2300 руб. — начислена амортизация за месяц.

Возможность № 3. Стоимость инвентаря можно списать сразу

Суть новшества. Производственный и хозяйственный инвентарь: рабочие столы, стеллажи, мебель и пр. дороже 40 000 руб. теперь можно списывать сразу, в момент принятия к учету. Для этого нужно единовременно начислить амортизацию, равную цене объекта.

При традиционном же бухгалтерском учете, напомним, цену инвентаря вы относили на расходы по общим правилам. В пределах лимита в 40 000 руб. списывали как материалы. А инвентарь стоимостью более лимита списывали через амортизацию как основные средства.

В чем выгода. Вы упростите свой учет, списывая стоимость инвентаря в том периоде, когда потратили деньги. Не надо будет делать лишних проводок.

В чем неудобство. Уменьшится финансовый результат текущего периода из-за того, что вы единовременно спишете стоимость. Кроме того, вам будет сложнее контролировать сохранность имущества. Законодательством порядок учета сохранности инвентаря не установлен. Поэтому вам придется разработать его самостоятельно. Например, можете отразить инвентарь на забалансовом счете 013 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Как перейти на новые правила. Поправьте учетную политику. Фрагмент приказа дан ниже.

Пример 3. Начисление амортизации производственного инвентаря

ООО «Рига» на упрощенке купила в августе инвентарь — стеллаж стоимостью 60 000 руб. Срок полезного использования объекта — 6 лет. Инвентарь ввели в эксплуатацию в августе. Посмотрим, как бухгалтер списала стоимость инвентаря на расходы при упрощенном и обычном бухучете. Согласно учетной политике амортизация начисляется линейным способом.

По новым правилам бухучета в августе бухгалтер примет стеллаж к учету и сразу начислит 100-процентную амортизацию:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— 60 000 руб. — принят стеллаж к учету;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

— 60 000 руб. — начислена амортизация.

По старым правилам бухгалтер рассчитает следующие показатели:

— годовая норма амортизации — 16,66% (1 : 6 лет × 100%);

— месячная сумма амортизации — 833 руб. (60 000 руб. × 16,66% : 12 мес.).

Итак, каждый месяц в течение 6 лет начиная с сентября 2016 года бухгалтер будет начислять амортизацию:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

Основные средства удобно амортизировать раз в год

Комментирует Людмила Масленникова, эксперт журнала "Упрощенка", кандидат экономических наук

Нюансы, требующие особого внимания

По новым правилам вы можете включать в первоначальную стоимость основных средств только цену поставщика и расходы на монтаж.

Амортизацию основных средств вы можете начислять один раз в год. Либо с другой удобной для вас периодичностью, например ежеквартально. Но такой вариант учета увеличивает остаточную стоимость активов. А значит, есть риск утратить право на упрощенку, если цена имущества уже близка к 100 млн. руб.

Хозяйственный инвентарь стоимостью более 40 000 руб. можно списать единовременно через 100-процентную амортизацию.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Как можно начислять амортизацию основных средств с 20 июня?
С 20 июня амортизацию основных средств вы можете начислять реже, чем каждый месяц. Например, раз в год -- 31 декабря. Или ежеквартально. Выбранный способ закрепите в учетной политике (п. 19 ПБУ 6/01)
Ежемесячно
Раз в год, 31 декабря
Каждый квартал
Всеми отмеченными способами