Все статьи номера
Не прочитано
7 , Июль 2017
Оптимизация работы

Какой способ учета выгоднее для новых активов: упрощенный или традиционный?

Из этой статьи вы узнаете:
1. Как бухучет основных средств влияет на налоговый учет при УСН
2. В каком случае традиционный бухучет выгоднее для упрощенцев
3. Как и когда можно сменить обычный бухучет на упрощенный

Компания на УСН списывает расходы на основные средства по стоимости, которую берет из бухучета. Эта стоимость отличается при разных способах бухучета: упрощенном и традиционном. Чем отличаются способы, смотрите в таблице ниже. В зависимости от того, какой способ вы выбрали в учетной политике, вы спишете больше или меньше расходов по УСН. В одних случаях выгоднее упрощенный учет, в других — традиционный.

Таблица. Чем отличается упрощенный учет от обычного*

Как учитывать ОСПри упрощенном учетеПри обычном учете
Какие расходы включать в первоначальную стоимость основного средстваЦену покупки или плату подрядчику и затраты на монтажВсе расходы, связанные с покупкой или постройкой объекта
Как часто начислять амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю100% амортизации начислите, когда примете имущество к учетуЕжемесячно
Как часто начислять амортизацию по остальным основным средствамНачисляйте амортизацию один раз в год — 31 декабря или чаще по вашему выборуЕжемесячно
* Упрощенный бухучет вправе вести малые компании (за исключением АО и других фирм, которые обязаны проводить аудит), некоммерческие организации и участники проекта «Сколково» (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Выгоднее традиционный бухучетОплатили основное средство и услуги, которые не попадают в расходы на УСН

Выгоднее определять первоначальную стоимость традиционным способом, если вы оплатили услуги при покупке актива и эти услуги не названы в расходах на УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Речь идет о консультационных, информационных услугах, расходах на оценку и т. п.

Почему традиционный учет выгоднее. При таком учете в стоимость основных средств включаются все расходы, которые связаны с покупкой или постройкой (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Например, если вы заказывали информационные услуги, то расходы увеличат первоначальную стоимость объекта. Соответственно эти траты вы учтете вместе со стоимостью актива.

Стоимость актива вы спишете равными долями начиная с квартала, в котором оплатили актив и ввели его в эксплуатацию, и до конца года (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Полезные советы

Упрощенный бухучет выгоднее, если все услуги, которые вы оплатили при покупке основного средства, можно учесть при УСН. Например, по доставке, размещению и т. п. Тогда расходы на допуслуги вы учтете до того, как ввели актив в эксплуатацию.

При упрощенном бухучете вы добавите в первоначальную стоимость только покупную цену объекта и расходы на монтаж (п. 8.1 ПБУ 6/01). А все прочие траты, в том числе за информационные, консультационные и оценочные услуги, туда не войдут. В бухучете вы учтете их как прочие расходы. Однако налоговую базу по УСН стоимость подобных услуг не уменьшает (письмо Минфина России от 16.04.2014 № 03-07-11/17285). Ведь перечень разрешенных трат ограничен (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Пример 1. Как учесть при УСН консультационные услуги на покупку основного средства

ООО «Самоцвет» применяет УСН с объектом «доходы минус расходы». Организация приобрела и оплатила 15 июня 2017 года производственный станок за 2 700 000 руб. Деньги за доставку — 90 000 руб. — фирма перечислила транспортной компании в тот же день. При выборе станка ООО «Самоцвет» воспользовалось услугами консультационной фирмы на сумму 150 000 руб. Услуги оплатили 10 июня 2017 года.

Покажем, как бухгалтер учтет расходы на УСН при обычном и упрощенном бухучете основных средств.

Традиционный бухучет. Бухгалтер включит в первоначальную стоимость основных средств все расходы на покупку станка — 2 940 000 руб. (2 700 000 руб. + 90 000 руб. + 150 000 руб.).

Бухгалтер ООО «Самоцвет» сделает запись в разделе 2 Книги учета 15 июня 2017 года. Затем спишет в расходы в разделе 1 Книги 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2017 года по 980 000 руб. (2 940 000 руб. : 3 кв.).

Упрощенный бухучет. Бухгалтер включит в первоначальную стоимость объекта только покупную цену станка — 2 700 000 руб. Он сделает запись в разделе 2 Книги учета 15 июня 2017 года. Затем спишет в расходы 30 июня, 30 сентября и 31 декабря по 900 000 руб. (2 700 000 руб. : 3 кв.). Стоимость доставки — 90 000 руб. — бухгалтер учтет как материальные расходы 15 июня 2017 года. А вот расходы на информационные услуги — 150 000 руб. — налоговую базу по УСН не уменьшат.

Важное обстоятельство

При УСН вы списываете расходы на основные средства в последние дни кварталов (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Выгоднее упрощенный бухучетКупили основное средство в кредит или рассрочку

Упрощенный бухучет основных средств выгоднее, если вы берете кредит на постройку недвижимости или покупаете готовый актив в кредит или в рассрочку. Вы платите проценты банку либо фирме-поставщику.

Почему упрощенный учет выгоднее. Если вы упростили учет, то не увеличиваете на проценты стоимость основного средства. Вы списываете проценты за кредит или рассрочку сразу после оплаты (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

При традиционном бухгалтерском учете вы увеличите первоначальную стоимость основного средства на проценты, которые начислили до ввода в эксплуатацию объекта (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Эти проценты вы спишете не сразу, а вместе со стоимостью основных средств — равномерно в течение года (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

На заметку

Если вы приобрели недвижимость, то принять объект к учету можете только после оплаты, ввода в эксплуатацию и подачи документов на госрегистрацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Проценты, которые вы платите после ввода актива в эксплуатацию, в бухучете вы отразите как прочие расходы на дату начисления (п. 7 ПБУ 15/2008), а в налоговом учете — на дату уплаты (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Пример 2. Как учесть при УСН проценты по кредиту, который взяли на покупку актива

ООО «Василек» применяет УСН с объектом «доходы минус расходы». В мае 2017 года организация взяла кредит в банке на покупку склада. 26 июня 2017 года компания приобрела и оплатила недвижимость за 5 400 000 руб. 29 июня помещение ввели в эксплуатацию и подали документы на госрегистрацию. 31 мая и 30 июня ООО «Василек» заплатило проценты по кредиту по 60 000 руб. Покажем, как бухгалтер отразит расходы по УСН при обычном и упрощенном бухучете.

Традиционный бухучет. Бухгалтер увеличил первоначальную стоимость на проценты, которые фирма заплатила до ввода объекта в эксплуатацию. Стоимость равна 5 460 000 руб. (5 400 000 руб. + 60 000 руб.).

30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2017 года бухгалтер включит в расходы по 1 820 000 руб. (5 460 000 руб. : 3 кв.).

30 июня бухгалтер также учтет проценты (60 000 руб.), которые заплатит после ввода в эксплуатацию склада.

Расходы за полугодие — 1 880 000 руб. (1 820 000 руб. + 60 000 руб.).

Упрощенный бухучет. Бухгалтер ООО «Василек» включит в первоначальную стоимость основного средства только покупную стоимость — 5 400 000 руб. И спишет в расходы равными долями 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2017 года по 1 800 000 руб. (5 400 000 руб. : 3 кв.).

Проценты по кредиту бухгалтер учтет 31 мая и 30 июня 2017 года по 60 000 руб.

Расходы за полугодие — 1 920 000 руб. (1 800 000 руб. + 60 000 руб. + 60 000 руб.).

При упрощенном учете бухгалтер спишет за полугодие больше на 40 000 руб. (1 920 000 руб. — 1 880 000 руб.).

На заметку

Проценты, уплаченные после ввода в эксплуатацию объекта, учитывайте в расходах сразу после оплаты (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

На заметку

Как учитывать основные средства, купленные в кредит или рассрочку

Если вы перечислили деньги поставщику за счет банковского кредита, списывайте расходы после ввода в эксплуатацию объекта в том же порядке, как если бы вы оплатили его за счет своих средств (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Если же вы платите в рассрочку поставщику, то учитывайте в расходах сумму, которую погасили (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Списывайте расходы равными долями по кварталам, оставшимся до конца года (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Например, вы купили основное средство за 400 000 руб., а в июне оплатили 90 000 руб. Тогда вы спишете в расходы 30 июня, 30 сентября и 31 декабря по 30 000 руб. (90 000 руб. : 3 кв.).

Как поменять бухучет основных средств

Чтобы перейти на упрощенный бухучет основных средств или обратно на традиционный, надо внести изменения в учетную политику. Но в середине года вы не вправе менять способы учета. Это можно сделать лишь с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Есть два способа, как поступить.

Поменяйте правила бухгалтерского учета основных средств задним числом, если вы готовы исправлять все проводки по объектам, которые купили с начала года. Составьте приказ об изменениях в учетную политику и укажите дату от декабря прошлого года. Перечислите в документе, какие расходы вы будете включать в первоначальную стоимость с 1 января 2017 года. Фрагмент приказа для фирмы, которая планирует перейти на упрощенный бухучет основных средств с 1 января 2017 года, смотрите ниже.

Образец 1. Приказ об изменении учетной политики (фрагмент)

Сделайте исправительные проводки по основным средствам, которые приняли на учет с 1 января 2017 года. Пересчитайте первоначальную стоимость объектов, а также амортизацию. Сторнируйте излишне начисленные суммы. Составьте бухгалтерскую справку. Укажите в ней, что неверно определили стоимость объектов и амортизацию. Приведите корректирующие проводки. Подробности — в примере 3.

Важное обстоятельство

Если не было изменений в законодательстве, корректировать учетную политику можно только с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).

Пример 3. Как перейти на упрощенный бухучет с начала года

Бухгалтер ООО «Первоцвет» решил перейти на упрощенный бухгалтерский учет основных средств с 1 января 2017 года. В соответствии с приказом фирма должна включать в первоначальную стоимость объектов только затраты на покупку, постройку и монтаж и начислять амортизацию раз в год, 31 декабря.

В 2017 году организация купила только одно основное средство. Объект ввели в эксплуатацию 29 апреля. Покупная цена — 5 800 000 руб., начисленные проценты по кредиту до ввода в эксплуатацию — 300 000 руб. Срок полезного использования — 192 месяца. 1 мая и 1 июня 2017 года бухгалтер начислил амортизацию по 31 770,83 руб. [(5 800 000 руб. + 300 000 руб.) : 192 мес.].

5 июня 2017 года бухгалтер сделал корректирующие проводки. Мы их показали в бухгалтерской справке ниже.

Проводку по начисленной амортизации за период с мая по декабрь 2017 года бухгалтер сделает только одну от 31 декабря.

Смените бухучет основных средств с начала следующего года, если не хотите исправлять проводки в текущем году. Датируйте приказ об изменениях в учетной политике декабрем 2017-го. По новым правилам списывайте стоимость основных средств, которые ввели в эксплуатацию после 1 января 2018 года.

Образец 2. Бухгалтерская справка (фрагмент)

 

Три главных совета

При УСН вы принимаете в расходы основные средства по стоимости, определенной по правилам бухучета.

Если затраты на информационные и консультационные услуги вы не включаете в стоимость объекта, вы не сможете их учесть в расходах по УСН.

Если вы платите проценты по кредиту, выгоднее упрощенный бухучет. Тогда вы спишете расходы в том же месяце, когда оплатили.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Какие расходы включать в первоначальную стоимость ОС при упрощенном бухучете?
При упрощенном бухучете в первоначальную стоимость объектов включают только цену покупки и затраты на монтаж (п. 8.1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Остальные траты списывают сразу как прочие расходы
Цену покупки, затраты на монтаж и перевозку
Только цену покупки и затраты на монтаж
Все расходы, связанные с покупкой