Все статьи номера
Не прочитано
3 , Март 2019
Проверки и штрафы

О чем сотрудники «стучат» трудинспекторам: узнайте, чтобы не попасть на проверку

Упрощенцев освободили от плановых проверок еще на два года. Но внеплановые ревизии по жалобам сотрудников никто не отменял. Мы выяснили, на что чаще всего жалуются работники и что предпринять, чтобы избежать проверки.

Как сотрудники подают жалобы и на что чаще всего жалуются

Сотрудники могут подать жалобы лично или по почте в трудинспекцию, прокуратуру либо оставить на сайте онлайнинспекция.рф в разделе «Сервисы»/«Сообщить о проблеме». Чтобы направить жалобу онлайн, у сотрудника должен быть доступ к порталу госуслуг. В заявлении на сайте работник описывает проблему, указывает компанию, которая нарушила его права, ее адрес, свои личные данные и любое имя, под которым Роструд разместит жалобу в открытом доступе на сайте онлайнинспекция.рф.

Все обращения чиновники делят по категориям: «Зарплата», «Прием на работу», «Увольнение» и пр. и подсчитывают общее число жалоб. На что чаще всего жаловались сотрудники в разных регионах за все время, смотрите в табл. 1. Если работник оставил жалобу, то трудинспекция придет с внеплановой проверкой.

Таблица 1. Самые частые жалобы на работодателей на 20.02.2018

Наиболее частые жалобы Роструд выносят в блок «Самые популярные категории проблем». Когда мы писали эту статью, то информация в блоке не соответствовала действительности. Например, чаще всего сотрудники жалуются на задержку зарплаты, незаконное увольнение и иное нарушение прав, а на сайте среди частых проблем были названы — легализация труда и комфорт на рабочем месте. Чиновники обещали поправить сведения, и на текущий момент информация соответствует реальной (см. письмо).

Рассмотрим три самые популярные жалобы, из-за которых начнется ревизия, и выясним, как снизить риски, а в будущем избежать претензий работников.

Жалоба 1. Работодатель задерживал зарплату и прочие выплаты

Число обращений: 79 749

Что нарушают. На первом месте среди жалоб работников — зарплатные нарушения. Работодатели задерживают выплаты сотрудникам, платят меньше МРОТ, неправильно удерживают суммы из заработка и пр. Смотрите подробнее, на что конкретно жалуются сотрудники и как себя обезопасить (табл. 2).

Таблица 2. Зарплатные нарушения, на которые работники жалуются в ГИТ

Совет главбуху. Если задерживаете зарплату, сообщите об этом письменно директору. Составьте служебную записку и отметьте, за какой период фирма не выдала заработок и в какой сумме. «Служебка» обезопасит главбуха от административного штрафа на случай, если работник подаст жалобу. Штраф составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а за повторное нарушение — от 20 тыс. до 30 тыс. руб., либо трудовые инспекторы запретят занимать должность на срок от года до трех лет. (ч. 6 и 7 ст. 5.27 КоАП).

Жалоба 2. Работодатель нарушал порядок увольнения

Число обращений: 57 517

Что нарушают. Вторая по популярности причина для жалоб сотрудников — неправильное увольнение. Работодатели не рассчитывают сотрудников в последний день работы, не платят компенсации за неиспользованный отпуск, задерживают трудовую книжку, заставляют писать заявление «по собственному желанию» и пр. Самые частые нарушения и как предостеречь себя от них — в табл. 3.

Таблица 3. Нарушения при увольнении, на которые работники жалуются в ГИТ

Совет главбуху. Когда сотрудник увольняется, вы должны рассчитаться с ним в последний рабочий день и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Не забудьте выдать уволенному трудовую книжку, справку о заработке для расчета пособий, сведения из СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, копию раздела 3 ЕРСВ и иные документы по письменному заявлению сотрудника.

Список всех документов, которые надо выдать работнику при увольнении, смотрите в статье «Две шпаргалки о документообороте с работниками».

Некоторым работникам придется оплатить больничный, причем уже после увольнения. Компания обязана оплатить пособие бывшему работнику, который заболел в течение 30 календарных дней с момента увольнения (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Обратиться за пособием бывший сотрудник вправе в течение шести месяцев с даты, когда закрыл больничный. Чтобы назначить пособие, возьмите оригинал листка нетрудоспособности и копию трудовой книжки, так вы подтвердите, что новое место работы сотрудник еще не нашел. Размер пособия бывшему работнику составляет 60 процентов его среднего заработка (п. 2 ст. 7 Закона № 255-ФЗ).

Жалоба 3. Работодатель нарушал иные права и гарантии сотрудников

Число обращений: 41 447

Что нарушают. На третьем месте среди жалоб — прочие нарушения трудовых прав и гарантий работников. Работодатели не предоставляют сотрудникам время обеда, не знакомят с распорядком компании, заставляют работать в выходной и пр. Как обезопасить себя от обвинения в подобных ошибках, смотрите в табл. 4.

Таблица 4. Прочие нарушения, на которые работники жалуются в ГИТ

Совет главбуху. Социальные гарантии — больничные, декретные пособия и пр. предоставляйте только сотрудникам компании, подрядчикам они не положены. Кроме того, вы не вправе заставить подрядчиков трудиться по вашему графику работы и выполнять правила вашего распорядка.

Если привлекаете сотрудников в выходной, правильно оформите работу. По закону от работника надо получить сначала согласие. Отдельное заявление брать необязательно, можете попросить сотрудника проставить отметку в приказе: «На привлечение к работе согласен». Оплатите труд в двойном размере. Либо по желанию сотрудника предоставьте отгул и одинарную оплату (ст. 152 и 153 ТК).