Все статьи номера
Не прочитано
5 , Май 2019
Учет при УСН

Четыре запрета, которые делают упрощенку невыгодной: как их обойти

Упрощенная система — выгодный режим для малого бизнеса. Но запреты на упрощенке мешают работать. Расскажем, как их обойти законными способами.

Нельзя учесть некоторые расходы

Список затрат на упрощенной системе закрытый. Упрощенцам с объектом «доходы минус расходы» запрещено учитывать расходы, которых нет в пункте 1 статьи 346.16 НК.

Как обойти запрет. Некоторые затраты, которых нет в перечне, можно учесть, если подготовить дополнительные документы или грамотно оформить бумаги. Приведем два примера.

Затраты на бухгалтерские услуги. Упрощенцы вправе учесть в расходах стоимость бухгалтерских услуг (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК). Но если в компании есть штатный бухгалтер, то налоговики, скорее всего, исключат затраты. Кодекс не содержит дополнительных ограничений для учета затрат на бухгалтерские услуги. Значит, компания сможет отразить расходы, если обоснует их (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК).

Пропишите в приказе, что бухгалтерскую отчетность и декларации составляет сторонняя компания, поскольку у штатного бухгалтера недостаточная квалификация. Безопаснее, чтобы должность штатного сотрудника называлась «бухгалтер», а не «главный бухгалтер». Иначе вы не сможете доказать, что у работника не хватает умения, чтобы составить отчеты. Сошлитесь на профстандарт (утв. приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н). По документу составлять отчетность должен именно главбух, а не рядовой бухгалтер.

К приказу приложите справку с плановыми затратами. Рассчитайте, какие будут расходы, если компания примет дополнительного сотрудника в штат или заключит договор об оказании услуг. Из расчета должно быть видно, что совокупные затраты на нового штатного сотрудника больше, чем на бухгалтерские услуги по договору. Так вы докажете, что заключить договор на бухгалтерские услуги экономически выгоднее, чем нанять еще одного бухгалтера.

Разграничьте обязанности штатного бухгалтера и услуги сторонней фирмы, они не должны совпадать. Например, пропишите в должностной инструкции, что бухгалтер составляет первичные документы и ведет регистры бухучета. А в договоре об оказании услуг укажите, что сторонняя фирма составляет баланс, декларации и другие отчеты.

Затраты на уборку вокруг офиса. В пункте 1 статьи 346.16 НК нет расходов на уборку прилегающих к офису территорий, поэтому контролеры запрещают учитывать такие затраты. Например, Минфин не разрешил включать в расходы стоимость услуг сторонней организации по уборке и вывозу снега (письмо от 07.03.2019 № 03-11-11/14858).

Суды, в отличие от контролеров, разрешают упрощенцам учитывать затраты на уборку прилегающих территорий. Они признают расходы обоснованными, если предприниматель осуществил их с целью получить прибыль (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.12.2018 № Ф09-7976/18).

Вы сможете учесть расходы на уборку, если докажете, что затраты направлены на получение дохода в будущем. Пропишите в приказе, как будете приводить двор возле офиса в порядок. Укажите цель, с которой вы проводите уборку. Например, чистая территория возле офиса привлечет больше клиентов, тем самым доход компании возрастет.

Нельзя нанимать больше 100 человек

Упрощенку вправе применять компании со средней численностью не более 100 человек. Если фирма наймет больше сотрудников, то должна перейти на общий режим.

Как обойти запрет. Если у вас несколько видов деятельности и рабочий процесс обособлен, то можно вывести бизнес в другую компанию. Например, у компании есть розничный магазин, а потом директор еще открыл салон красоты. Создайте вторую фирму и переведите туда парикмахеров и других работников, которые заняты в салоне красоты. Так штат в обеих фирмах станет меньше. В каждой компании будет самостоятельный бизнес, свои клиенты и свой персонал. Разделите бизнес до того, как компания достигнет лимита по численности. Тогда налоговики не смогут доказать, что вы формально раздробили бизнес (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.05.2018 по делу № А67-476/2017).

Проанализируйте договоры подряда. Сократите сроки договоров у подрядчиков, которые готовы выполнить работу быстрее. Подрядчиков учитывают каждый календарный день в течение действия договора. Чем меньше дней работал подрядчик, тем меньше будет итоговый показатель за отчетный или налоговый период по численности.

Прежде чем нанять подрядчика со стороны, узнайте, могут ли штатники справиться с дополнительной работой. Тогда в средней численности не придется учитывать лишнюю единицу. Штатных подрядчиков учитывают в численности один раз (примечание к подп. «б» п. 78 Указаний, утв. приказом Росстата от 22.11.2017 № 772).

Еще вы можете не нанимать работников, а арендовать персонал в сторонней фирме. Арендованных специалистов, с которыми нет трудовых договоров, не надо включать в среднюю численность. Налоговики могут заподозрить, что вы специально арендуете персонал, чтобы не превысить лимит. Но в суде можно доказать, что это не схема (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.09.2014 № Ф09-5939/14).

Ведите специальный календарь, чтобы отслеживать среднюю численность. В нем ежедневно отражайте весь списочный состав, подрядчиков и внештатников, чтобы посчитать средний показатель. Так вы вовремя предпримете меры, чтобы не «слететь» с упрощенки.

Нельзя превышать лимит основных средств

Остаточная стоимость основных средств не должна превышать 150 млн руб. Если выше, упрощенец вынужден будет перейти на общую систему. Ограничение должны соблюдать компании и предприниматели (письмо Минфина от 30.01.2019 № 03-11-11/5277).

Как обойти запрет. Чтобы уменьшить стоимость имущества, проведите переоценку основных средств. Основанием для переоценки может быть заключение независимого оценщика. Издайте приказ руководителя и составьте бухгалтерскую справку, в которой рассчитаете остаточную стоимость после переоценки. Запишите в учетной политике, что проводите переоценку. В этом случае корректировать стоимость объектов придется ежегодно (п. 15 ПБУ 6/01).

Если вы купили имущество больше трех лет назад, то можете продать его учредителю или директору, а затем взять в аренду. Арендованные объекты на лимит остаточной стоимости не влияют. Правда, если продадите имущество в тысячи раз ниже рыночной цены, инспекторы посчитают сделку фиктивной и доначислят налоги (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.04.2018 по делу № А27-19350/2016).

С дохода от продажи заплатите упрощенный налог. Арендную плату учитывайте в расходах, если применяете упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». Аренду вы будете оплачивать физлицу, поэтому удерживайте НДФЛ.

Проведите инвентаризацию основных средств. Если обнаружите вышедшие из строя или морально устаревшие объекты, спишите их. Так вы избавитесь от неработающих основных средств.

Если в компании есть объекты, которые компания не использует, издайте приказ директора о переводе основных средств на консервацию. После того как срок консервации превысит три месяца, объекты перестанут быть амортизируемым имуществом (п. 3 ст. 256 НК). До конца консервации их не учитывают в составе основных средств.

Если налоговики попытаются увеличить остаточную стоимость на стоимость законсервированных активов, решение можно оспорить в суде (постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2012 № Ф09-2782/12).

А вот делить бизнес фиктивно с целью не нарушить лимит по основным средствам опасно. Налоговики увидят схему в дроблении, если компания разделит имущество только по документам, но продолжит пользоваться им как одна фирма. Приведем пример. В одном центре работали пять взаимозависимых фирм и один предприниматель. Компании использовали развлекательный комплекс как единое целое, но недвижимость специально поделили между тремя фирмами, чтобы общая стоимость помещения у каждого собственника не превышала лимит основных средств на упрощенке. Инспекторы доначислили налоги по общей системе, а судьи их поддержали (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.03.2018 № Ф02-7782/2018 по делу № А19-13974/2016).

На заметку

Переводить штатных работников в ИП нельзя

В среднюю численность не включают подрядчиков-предпринимателей. Но рискованно переводить штатных сотрудников в коммерсанты, чтобы снизить среднюю численность. Инспекция докажет формальный статус ИП, если физлицо оформило его по инициативе работодателя, а других клиентов, кроме компании, у него нет (определение Верховного суда от 27.02.2017 № 302-КГ17-382). Тогда компании придется учесть всех подрядчиков в средней численности.

Нельзя продавать основные средства раньше трех лет

Налоговый кодекс формально не запрещает продавать основные средства почти сразу после покупки. Но если продать объекты до того, как истек нормативный срок, то расходы придется восстановить. Поэтому главбухи считают, что основные средства со сроком службы 15 лет и менее нельзя продавать в течение трех лет с момента учета расходов на покупку. А имущество со сроком эксплуатации более 15 лет без пересчета налоговой базы можно продать лишь спустя 10 лет после покупки.

Если продать имущество раньше трех лет (10 лет — для активов со сроком службы свыше 15 лет) с момента учета расходов, то списанную на расходы стоимость придется восстановить. Статья 346.16 НК требует пересчитать налоговую базу по правилам главы 25 НК. Инспекторы уверены, что в расходах можно оставить только амортизацию, рассчитанную по налоговым правилам за время службы объекта. Они считают, что в расходах можно оставить только амортизацию, рассчитанную по налоговым правилам за время службы объекта. Минфин придерживается такого же мнения (письмо от 30.12.2015 № 03-11-06/2/77822).

Как обойти запрет. Предлагаем вам два варианта в зависимости от причин, по которым вы собираетесь продавать имущество.

Объект решили продать сразу после покупки. Не включайте имущество в состав основных средств и не вводите в эксплуатацию. Отнесите объект к товарам, даже если его стоимость выше 100 тыс. руб., а срок полезного использования больше года. Ведь товар — это любое имущество, предназначенное для продажи, в том числе и дорогостоящее (п. 3 ст. 38 НК). Учтите объект на счете 41. Издайте приказ директора, в котором укажите, что не используете имущество в деятельности компании, а купили его для продажи. Тогда после продажи вы сможете списать расходы на покупку без споров (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК). Более того, корректировать налоговую базу не понадобится — ведь вы продали не основное средство, а товар. Этот вариант не подойдет, если основное средство использовали в деятельности.

Объект решили продать после того, как пользовались им. К примеру, купили имущество, начали его использовать, а позже поняли, что объект не подходит для деятельности. Не спешите продавать основное средство, если с момента учета три года не прошли. Предложите потенциальному покупателю арендовать объект на срок, пока не пройдут три года, а по завершении договора он выкупит его за меньшую стоимость. Тогда вы продадите объект после трех лет и пересчитывать базу не придется.

Если же досрочной продажи не избежать, то есть два способа, как не потерять расходы.

Способ 1. Учтите в расходах остаточную стоимость актива. Правда, будьте готовы к спорам. Но упрощенцы могут доказать в суде, что законно списали остаточную стоимость (решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.02.2018 по делу № А81-8554/2017). Раз кодекс требует пересчитать базу по правилам главы 25 НК, то нужно учесть все правила этой главы, в том числе нормы в статье 268 НК. По этим нормам налогоплательщик вправе списать при продаже амортизируемых основных средств остаточную стоимость активов.

Получается, вы спишете всю стоимость основных средств, только перенесете расходы во времени. До этого вы учли расходы на покупку в периоде, когда оплатили основное средство. А после пересчета налоговой базы амортизацию учтете в расходах в периоде, когда пользовались имуществом, а остаточную стоимость — в периоде, когда продали объект. Мы показали на цифрах, как пересчитать налоговую базу после продажи основного средства раньше трех лет (см. табл. 1 ниже).

Таблица 1. Два способа списать расходы при продаже актива

Способ 2. Если не готовы спорить, используйте выгодный способ амортизации. Амортизацию вы начисляете по правилам из главы 25 НК. Если до продажи вы использовали объект недолго, то установите нелинейный метод начисления амортизации. Тогда вы сможете списать больше расходов. Рассчитаем на цифрах, какой метод амортизации выгоднее, если компания продаст актив через три месяца после покупки (см. табл. 2).

Таблица 2. Два варианта пересчета базы при разных методах амортизации

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Кого не надо включать в лимит численности на УСН?
Арендованных работников, с которыми нет трудовых договоров, не надо включать в расчет средней численности.
внешних совместителей
подрядчиков
арендованных работников