Все статьи номера
Не прочитано
5 , Май 2019
Налоги и взносы

Что не так с программой ФНС и как решить проблемы

Главбухи столкнулись с масштабным сбоем из-за новой программы ФНС. Налоговики не принимают отчеты и пояснения, теряют платежи, блокируют счета. Пресс-служба ФНС хранит молчание и не дает комментариев насчет сбоя. По своим каналам мы выяснили все проблемы и нашли варианты решений.

Проблема 1. Налоговики начисляют пени и блокируют счета, даже если нет просрочек

Из-за перехода на новую программу АИС «Налог-3» в ИФНС зависли оплаты. Платежи по УСН, НДФЛ и взносам попадают в невыясненные. Результат — недоимка и пени. Одни инспекции сразу списывают деньги со счета, а решение о блокировке не снимают — жалуются, что технически ничего сделать не могут. Другие не замораживают счета и решают проблему, но почему-то обвиняют налогоплательщиков, будто они сами ошиблись в поручениях.

«Из-за перехода на новую программу налоговики начислили нам пени по УСН и НДФЛ. В ИФНС сказали, что мы неправильно заполнили платежку, попросили уточнить период в поле 107. По УСН записать “ГД.00.2018” вместо квартального периода “КВ.04.2018”. По НДФЛ — “ГД.00.2018” вместо месячных периодов “МС.10.2018”, “МС.11.2018”, “МС.12.2018”. Пени за прошлый год сняли. А за этот год пока не знаем, налоговая комментариев не дает. Сказали прийти после срока 6-НДФЛ. Ждем».
Наталья Фролова, бухгалтер АО «Солнечная поляна», г. Ульяновск

«Я — предприниматель, состою на учете в ИФНС № 10 по г. Москве. Вовремя оплатила фиксированные взносы за 2018 год, но инспекция выставила требование и заблокировала счет. Из-за блокировки теперь не можем перейти в другой банк. Ситуация длится уже месяц. Налоговая отвечает, что решит вопрос, когда будет техническая возможность. Что делать?»
Оксана, индивидуальный предприниматель, г. Москва

Как решить проблему. Бухгалтеры решают проблемы по-разному. Одни берут инспекторов измором — звонят и пишут письма о несогласии с пенями, запрашивают сверку, а затем приносят платежки и доказывают, что долгов нет. Одна главбух даже ездила в банк вместе с инспектором, чтобы банк разморозил счет. Многие инспекторы предлагают написать заявление об уточнении реквизитов в поле 107, чтобы платежи встали, как надо (см. табл. 1). На основании заявлений об уточнении налоговики убирают пени.

Таблица 1. Как бухгалтеры уточняли поле 107 платежки, чтобы налоговики сняли пени

Если мирным путем решить проблему с пенями и снять блокировку не получилось, то обжалуйте требование и решение о взыскании в УФНС. Техническая возможность для разморозки счета у налоговиков есть. Новая программа позволяет сформировать решение об отмене блокировки. В жалобе можете сразу требовать, чтобы вам вернули излишне взысканные суммы вместе с процентами. Проценты полагаются за каждый календарный день, когда компания не могла распоряжаться деньгами, то есть с даты списания до дня фактического возврата (ст. 79 НК). Пример жалобы — в образце 1.

Образец 1. Жалоба на решение о взыскании

На заметку

Где можно узнать о блокировке счета

Все сообщения о блокировках налоговики публикуют на сайте ФНС service.nalog.ru/bi.do. Чтобы узнать, заблокировали ли вам счет, выберите «Запрос о действующих решениях о приостановлении» и введите ИНН фирмы либо ИП и БИК банка. Система выдаст ответ, какие счета и с какой даты заблокировали инспекторы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Сообщение о блокировке счета

Проблема 2. Инспекторы не принимают первичные отчеты и уточненки

Бухгалтеры сообщают, что инспекции не принимают отчеты. Главбухи отправляют расчеты и декларации в ИФНС, но квитанции о приеме не приходят. Причем проблемы возникают не только со сдачей первичных отчетов, но и с уточненками. А некоторые отчеты уже значатся в программе операторов как просроченные.

«Сдавали ЕРСВ за IV квартал 2018 года . Налоговики выдали ошибку — нарушено равенство базы по взносам и сумм по застрахованным. При проверке отчета программа ошибок не выдала. В инспекции говорят, что мы сами напутали в отчете. Что делать?..»
Владимир Аношкин, ООО «Сказка», г. Уфа

«ИФНС не приняла ЕРСВ за 2018 год. Сдавал через “Контур” и вовремя. 07.02.2019 пришел ответ, что расчет не принят и числится несданным. Причина — ошибки в коде тарифа 1, но у меня код 8, как у льготника на УСН. Через “Контур” написал письмо, что ошибки не у меня, а у них. Вместо ответа камеральщики накатали штраф...»
Идрис Тухватуллин, предприниматель, г. Сургут

Как решить проблему. Порядок действий зависит от того, что у вас случилось. Возможные варианты — в табл. 2.

Таблица 2. Как решить проблемы с отправкой отчетов

Обратите внимание: если отчет ушел, но вы не получили квитанцию о приеме, отчетность все равно будет считаться сданной. Достаточно получить подтверждение отправки от спецоператора (п. 4 ст. 80 НК, п. 216 Административного регламента, утв. приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н).

Если срок отчетности уже прошел, опасно дублировать отправку первичного отчета. ФНС в своем письме от 04.02.2019 № ГД-20-19/14@ призвала инспекторов повторно не требовать расчеты, которые программа не смогла принять. На деле же все происходит с точностью до наоборот. Региональные инспекции просят пересдать отчеты. Есть риск, что инспекторы загрузят в базу только повторный отчет. Тогда контролеры могут решить, что компания опоздала с отчетностью. За просрочку декларации или расчета по взносам налоговики оштрафуют на сумму не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).

Проблема 3. Контролеры переводят упрощенцев на общий режим

Еще одна проблема из-за новой программы — сбой с уведомлениями по упрощенке. По неизвестным причинам плательщиков переводят с льготного режима на общий, а в личных кабинетах исчезают отметки об УСН. Некоторые упрощенцы даже получили требования пояснить и подтвердить, что они работают на упрощенке (см. образец 2).

Образец 2. Требование о представлении пояснений

«ИП хотел поменять объект по УСН. Налоговики отказались принимать заявление, заявили, что у бизнесмена вообще нет объекта и он находится на общей системе. Начала разбираться, оказался сбой в налоговой. В итоге ИП вместо уведомления на смену объекта пришлось подать уведомление о переходе на УСН, чтобы в программе числиться как спецрежимник».
Марина Батракова, предприниматель, г. Пенза

Как решить проблему. Найдите у себя документы, которые доказывают, что вы передавали в ИФНС уведомление о переходе на упрощенку (п. 1 и 2 ст. 346.13 НК). В зависимости от того, каким способом вы передавали документ в инспекцию, у вас сохранится уведомление с отметкой ИФНС или только бумаги, которые подтверждают отправку (см. табл. 3).

Таблица 3. Какие документы подтвердят отправку уведомления о переходе на УСН

Если у вас не сохранилось уведомление, запросите информационное письмо в ИФНС. Попросите подтвердить, что ваша фирма или ИП подавали уведомление о переходе на спецрежим и применяют его сейчас. Инспекторы должны выдать информационное письмо по форме № 26.2-7 (приказ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829). Если налоговики откажутся выдавать письмо, значит, признают, что вы не вправе применять УСН. Тогда придется доказывать право на упрощенку в судебном порядке.

В суде защитить право на УСН помогают такие аргументы: организация не нарушала лимиты, а налоговики принимали декларацию по упрощенке, значит, знали о спецрежиме (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2018 № Ф07-1754/2018). Еще один аргумент — инспекторы выставляли требование об уплате упрощенного налога, следовательно, были в курсе УСН (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.05.2017 № Ф10-1709/2017).

Проблема 4. Инспекторы высылают справки в нечитаемом формате

Налоговики через личный кабинет отправляют выписки и справки о состоянии расчетов в зашифрованном виде. Бухгалтеры сообщают, что в ответ на запрос инспекторы шлют справки в формате xml (см. рис. 2).

Рисунок 2. Справка о расчетах в зашифрованном виде

«Заказывала в личном кабинете справку о состоянии расчетов — приходит архивированный файл, раскрываю — он текстовый, в формате xml. Обычных Excel-таблиц нет. Неудобно...»
Любовь Орлова, бухгалтер ООО «Радуга», г. Москва

Техподдержка ФНС объясняет нововведение тем, что налоговая служба перевела личные кабинеты на новую технологическую платформу и что «старые» справки получить уже не получится. Однако некоторые ИФНС оправляют документы в старом формате.

Как решить проблему. Если нужна справка об отсутствии задолженности, закажите ее на бумаге. Налоговики, которых мы опросили, подтвердили, что выдадут документ. А вот выписку о расчетах с бюджетом ИФНС отправит только в электронном виде (Регламент, утв. приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н, приложение 4 к Методическим рекомендациям, утв. приказом ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@).

Если инспекторы прислали справку в xml, открыть файл можно при помощи Excel. Для этого откройте пустой файл Eхсel, нажмите на кнопку «Office», выберите папку с файлами и способ открытия файла «XML-таблица». Вы увидите таблицу, где есть название, ИНН компании, данные ИФНС, а также сведения о долгах. Лишние графы можно скрыть (см. рис. 3).

Рисунок 3. Справка о расчетах, открытая через Excel