Все статьи номера
Не прочитано
6 , Июнь 2019
Платежки

В чем ошибаются главбухи, когда уточняют платежи

73 процента компаний хоть раз ошибались в КБК, ОКТМО и других реквизитах. Это показал наш опрос на сайте e.26-2.ru. Неверные реквизиты можно уточнить, но главбухи часто допускают ошибки, когда уточняют платежки. Узнайте, что делают не так и как правильно.

Ошибка 1. Подают заявление на уточнение не по той форме

Бухгалтеры подают в ИФНС заявление на зачет вместо бланка на уточнение реквизитов платежки. Налоговики отказываются зачесть налоги, так как переплаты нет, а платежи попали в невыясненные.

Как правильно. Кодекс не устанавливает форму заявления, которым компания может уточнить ошибку в реквизитах платежки. Документ можно составить в свободной форме. Отразите в заявлении реквизиты платежки, в которой допустили недочеты, и укажите правильные данные.

Некоторые регионы разработали собственные бланки заявлений на уточнение. Например, налоговые инспекции Краснодара и Санкт-Петербурга. В Питере предлагают форму заявления на случай, когда компания ошиблась в нескольких платежках. Ошибки и правильные реквизиты налоговые инспекторы советуют показывать в таблице (см. образец 1).

Образец 1. Заявление на уточнение нескольких платежей (скачать образец)

Налоговики Краснодара предлагают два бланка заявлений. Первый — чтобы уточнить статус, ОКТМО и КПП в платежке (см. образец 2). Второй — чтобы исправить неверный КБК в  платежном поручении (см. образец 3 ниже).

Образец 2. Заявление на уточнение платежей (статус, ОКТМО, КПП) (скачать образец)

Образец 3. Заявление на уточнение платежей (КБК) (скачать образец)

Если вы работаете в другом регионе, вы также можете взять за основу формы заявлений на уточнение из Санкт-Петербурга или Краснодара.

Инспекторы уточнят платеж на дату ошибки и обнулят пени, если успели их начислить. Решение налоговики примут в течение 10 рабочих дней (п. 4 и 8 ст. 78 НК). Алгоритм для уточнения — ниже.

Алгоритм. Как уточнить платежку по налогам и взносам

Ошибка 2. Уточняют счет казначейства в прошлогодних платежках

С 2019 года компания вправе уточнить платежку, если ошиблась в номере счета казначейства (п. 7 ст. 45 НК). Однако бухгалтеры пытаются исправить счета и в прошлогодних платежках.

Как правильно. Уточнять счет казначейства можно только в поручениях, которые вы оформили с 1 января 2019 года. Если вы ошиблись в старых платежках, то придется обратиться с заявлением о возврате, а потом заново перевести платеж.

Если записали неверный счет казначейства в этом году, то подайте заявление с просьбой уточнить платеж и впишите в него верный счет казначейства (см. образец 4). Инспекторы переведут деньги из одной ИФНС в другую и обнулят пени.

На заметку

Подать в ИФНС заявление на уточнение реквизитов платежки компания вправе в течение трех лет с даты, как банк провел платеж (п. 7 ст. 45 НК).

Образец 4. Заявление на уточнение счета казначейства в платежке (скачать образец)

Если компания попытается исправить номер счета казначейства в платежных поручениях, оформленных до 2019 года, налоговые инспекторы откажут организации в просьбе.

Идти в суд бесполезно — арбитры солидарны с налоговыми инспекторами (см. врезку ниже).

Из судебной практики

Компания несколько лет платила налог на имущество на неверный счет казначейства. Фирма неправильно писала в платежке номер счета — вместо УФК по Республике Башкортостан указывала УФК по г. Санкт-Петербургу. Из-за этого деньги попадали в бюджет другого региона. По налогу возник долг, и инспекторы начислили пени.

По заявлению фирмы налоговики провели межрегиональный зачет, но из-за того, что платеж пришел с опозданием, компании все равно пришлось платить пени. Отменить пени через суд не получилось. Аргумент судей — до 2019 года ошибку в счете казначейства нельзя было исправить. Такая возможность у компаний появилась только с 2019 года (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2019 № Ф09-9804/18 по делу № А07-9316/2018).

Ошибка 3. Пытаются уточнить взносы, которые уже попали на лицевые счета

Бухгалтеры пытаются уточнить платежи по страховым взносам, которые Пенсионный фонд уже разнес по лицевым счетам застрахованных.

Как правильно. Платежи, которые Пенсионный фонд уже разнес по лицевым карточкам застрахованных, уточнить нельзя (письма ФНС от 08.02.2018 № ЗН-3-22/756@ и от 11 12.2017 № ЗН-2-22/1643@). Это касается пенсионных взносов за работников, которые вы платите на КБК 182 1 02 02010 06 1010 160, и личных страховых взносов ИП, которые перечисляете на КБК 182 1 02 02140 06 1110 160.

Закон не устанавливает срок, в течение которого фонд разносит данные. Поэтому обратитесь в инспекцию, чтобы узнать, можно ли уточнить платеж. Налоговики сделают запрос в ПФР, фонд ответит в течение пяти рабочих дней, а после этого инспекторы примут решение.

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Какой реквизит платежки нельзя уточнить?
Банк получателя нельзя уточнить в платежке (п. 7 ст. 45 НК). Сумму следует заплатить заново, а ошибочный платеж возвратить.
ОКТМО
счет казначейства
банк получателя