ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
1 Январь 2022
Налоги и взносы

О чем беспокоятся бухгалтеры после перехода на АУСН

Возникнет неразбериха с налогами

О чем беспокоятся бухгалтеры

«Инспекторы и сейчас не могут в личных кабинетах с платежками разобраться, постоянные пени. Каждый квартал уточняю, хотя и плачу все налоги вовремя. В базе отчеты за целый год пропадают, просят сдать как уточненки. На новом режиме концов совсем не найдешь».
Галина Жукова, бухгалтер, г. Омск

«Все как всегда: стремимся к лучшему, а по итогу и так пойдет. С налоговой никогда не идут расчеты. Списывают уже оплаченные налоги, ждем возврата по году. А так все карты у них на руках. Насчитают больше налогов, потом замаешься возвращать свои деньги».
Инна Ветрова, бухгалтер, г. Краснодар

Как в реальности. Инспекторы сами посчитают налог. При этом они не будут определять, какие доходы и расходы учитывать, а какие нет. В базу попадут доходы и расходы, о которых сообщит банк. Кроме того, учтут доходы и расходы по кассе, а также неденежные доходы из личного кабинета на сайте nalog.gov.ru.

Каждый месяц не позднее 5-го числа банк будет направлять сведения в инспекцию. Перед этим вы сможете ознакомиться с информацией через «Банк-клиент» и уточнить разметку доходов и расходов до того, как сведения уйдут в инспекцию. Информацию о неденежных доходах компания сама будет добавлять в личный кабинет.

Все страхи бухгалтера 

Развеиваем в быстрокурсе по АУСН

Информация о налоговой базе и сумме налога появится в личном кабинете до 15-го числа. Не позднее 25-го числа каждого месяца банк спишет сумму со счета.

Вы сможете уточнить показатели за три предыдущих года. Компания сообщит банку об ошибке, а банк передаст в ИФНС уточненные сведения. Инспекторы пересчитают налог.

Ответы на частые вопросы об учете на новом режиме

ВопросОтвет
Как инспекция посчитает доход, если фирма работает по агентским договорам?Компания не сможет перейти на автоматизированную УСН в этом случае. На новом режиме запрещена деятельность в рамках посреднических договоров
Какие расходы можно учесть на автоматизированной УСН?Оплаченные и документально подтвержденные. На автоматизированной УСН нет закрытого перечня учитываемых расходов. Но есть список расходов, которые не учитывают. Например, материальную помощь работникам, дивиденды, различные штрафы и т. д.
Как учесть доходы и расходы, если компания провела взаимозачет?Неденежные доходы вы должны отразить в личном кабинете. А вот расходы по такой сделке учесть не выйдет, так как они не пройдут по банку или кассе
Можно ли учесть расходы, если работник купил ТМЦ и в чеке нет данных о фирме?Скорее всего, нет. Инспекторы учтут только расходы, которые прошли по банку или кассе. Указать расходы в личном кабинете вы не сможете
Как на новом режиме учитывать расходы на закупку товаров?Сразу после оплаты. На новом режиме не нужно ждать реализации товаров. Предоплату также учитывают в расходах сразу после уплаты денег

Обяжут применять новый режим

О чем беспокоятся бухгалтеры

«Вот увидите, новый режим введут как принудиловку по видам деятельности. По аналогии, как с ЕНВД было вначале».
Елена Иванова, бухгалтер, г. Тула

«Вслед за ЕНВД хотят отменить УСН. И у малого бизнеса не останется выбора — придется перейти на новый режим. Конечно, есть еще один вариант — общая система».
Ольга Васильева, главбух, г. Липецк

Как в реальности. Бухгалтеры переживают, что новый автоматизированный режим станет обязательным для малого бизнеса. Спешим успокоить, таких планов нет.

Отменять обычную УСН никто не собирается, а переход на автоматизированную упрощенку сделают добровольным. Правда, пока протестировать «новинку» смогут только в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане.

Перейти на автоматизированную упрощенку действующие компании и ИП могут только с начала года. Новый режим планируют ввести с июля 2022 года. А значит, испробовать его сразу смогут только вновь зарегистрированные фирмы и коммерсанты. Они вправе начать применять новый режим с даты постановки на учет. Остальным придется дождаться 2023 года.

Есть еще один подвох. После перехода на автоматизированную упрощенку придется отработать на ней минимум год.

Если нарушите критерии, то перейдете на другой режим, в том числе на обычную УСН, с месяца, в котором перестанете соответствовать условиям. Кто не вправе применять новый режим, смотрите во врезке.

Каким компаниям и ИП новый режим не подойдет

  • 1. Получают за год доходов больше 60 млн руб.
  • 2. Нанимают больше 5 человек или нерезидентов
  • 3. Имеют ОС с остаточной стоимостью по бухучету больше 150 тыс. руб.
  • 4. Не вправе применять обычную УСН
  • 5. Открывают обособленные подразделения
  • 6. Ведут деятельность по посредническим договорам
  • 7. Нанимают сотрудников, которые претендуют на досрочную пенсию
  • 8. Платят сотрудникам зарплату наличными или в натуральной форме
  • 9. Выдают доходы физлицам, облагаемые по ставкам 9, 30 или 35 процентов
  • 10. Некоммерческие компании

Снизят зарплату бухгалтеру или вовсе уволят

О чем беспокоятся бухгалтеры

«Давайте все автоматизируем и уберем еще одну громадную прослойку общества. Теперь еще и бухгалтеры останутся без работы!»
Вера Павлова, бухгалтер, г. Тула

«Огромная армия бухгалтеров останется без работы. И только думающий руководитель оставит в штате бухгалтера. Будет хаос. Все запутается так, что распутать этот клубок потом будет невозможно».
Инна Соколова, главбух, г. Курск

Как в реальности. На новом режиме не нужно вести книгу учета, сдавать декларацию, расчет по взносам, 6-НДФЛ, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС. В остальном работы у бухгалтера меньше не станет. И если директор решит, что справится без вас на новом режиме, приведите ему следующие аргументы, которые убедят руководство не разгонять бухгалтерию.

1. Бухгалтерский учет. ФНС планировала освободить компании на автоматизированной УСН от ведения бухучета. В нынешнем проекте нет ни слова об этом. Также нет пока и проекта с изменениями к Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который бы освобождал эту категорию компаний от бухучета. Вероятно, налоговая служба отказалась от этой идеи.

Даже если на новой УСН и разрешат не вести бухучет, отказываться от него опрометчиво. Без него нельзя рассчитать дивиденды. Да и новый режим может стать невыгодным для компании, и тогда при возврате к обычной УСН бухучет придется восстанавливать.

2. Доходы работников. Компания останется налоговым агентом. Ежемесячно она будет передавать в банк информацию по каждому работнику. Это суммы облагаемых и необлагаемых доходов, их виды, стандартные вычеты с указанием специальных кодов. На основании этих сведений банк удержит и уплатит НДФЛ с доходов работников. А компания будет вести в личном кабинете регистры учета доходов, вычетов и НДФЛ.

3. Расчеты с работниками. Компания должна начислять зарплату работникам, отпускные и больничные. Кадровый учет тоже придется вести. В малых компаниях этим занимается бухгалтер.

4. Расчеты с ФНС. Опрометчиво надеяться, что инспекторы сразу начнут считать налог верно. Чтобы не лишиться собственных денег, придется контролировать расчет налога и оспаривать некорректно исчисленные суммы.

5. Проверки. В феврале — апреле налоговики проведут камеральную проверку за прошедший год и могут потребовать прислать пояснения или документы. Тогда придется отвечать на требование. Кстати, отказываться от первички тоже нельзя. Иначе не сможете подтвердить, что доходы необлагаемые, или обосновать расходы.

Банки увеличат тарифы

О чем беспокоятся бухгалтеры

«Я сама могу все посчитать, сдать декларацию и 24 платежки в год отправить. Зачем мне платить еще больше за обслуживание. А потом еще и выясняй, почему они столько удержали из зарплаты работников».
Марина Ровнова, бухгалтер, г. Уфа

«Еще неизвестно, какие банки согласятся с этим работать и сколько они будут брать за обслуживание. Думаю, не меньше зарплаты бухгалтера».
Ирина Снежина, бухгалтер, г. Иваново

Как в реальности. После перехода на новый режим компания остается налоговым агентом. Но исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с доходов физлиц обязаны будут банки на основании сведений о доходах и вычетах, которые передаст компания. Действовать они будут по поручению фирмы.

Сотрудничать с ИФНС смогут все банки, которые захотят. Кстати, услуги по ведению учета многие банки предоставляют уже сейчас за небольшую плату или даже бесплатно. По мнению ФНС, банки если и поднимут тарифы за услуги, то незначительно.

Станет сложнее работать

О чем беспокоятся бухгалтеры

«Новый режим не упрощает, а еще больше усложняет учет. Если хочешь сделать хорошо — сделай сам. А вот разбираться с налоговой — это сложно, крайнего не найдешь».
Юлия Петрова, бухгалтер, г. Самара

«Это не упрощение работы, а новые проблемы. В ИФНС постоянно какие-то сложности с программой. Подавать сведения в банк — это фантастика. Разнесут необлагаемые суммы в доходы, еще им доказывай и разъясняй».
Людмила Николаева, главбух, г. Казань

Как в реальности. Для работы на автоматизированной УСН компания должна передавать сведения в банк, а банк — в ИФНС. Такой алгоритм на первый взгляд кажется сложным. Но связь между звеньями системы должны наладить банки. Передача данных между компанией и банком будет проходить через новый интерфейс в системе «Банк-клиент».

Сам учет на новом режиме проще по сравнению с обычной УСН. Вы сможете признавать расходы, которые оплатили через банк или онлайн-кассу, если они обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 251 НК).

Учитывать все расходы будете сразу после оплаты. Это правило касается в том числе предоплаты и покупной стоимости товаров. Каких-то дополнительных условий для учета нет.

На автоматизированной упрощенке нет закрытого перечня разрешенных расходов. Но есть список затрат, которые доходы не уменьшают. Этот список практически дублирует статью 270 НК. То есть компании на новой УСН смогут учитывать расходы как на общем режиме при условии, что их провели через кассу или банк.

Доходы на автоматизированной упрощенной системе нужно учитывать в день, когда деньги поступили на расчетный счет, в кассу, компания получила имущество или имущественные права либо обязательства прекратились иным образом. То есть правила учета идентичны тем, по которым компании признают доходы на обычной упрощенке.

Пенсии снизят

О чем беспокоятся бухгалтеры

«Представляю, какую „радость“ доставит этот режим бухгалтерам. И что значит отменят взносы?! А где потом государство возьмет деньги на пенсии и прочие пособия?»
Ольга, бухгалтер, г. Воронеж

«Как быть с пенсионными баллами, которые формируются за счет отчислений? Как начислять больничные, если весь фонд заработной платы не будет облагаться взносами? Или это не актуально?»
Людмила Синицына, бухгалтер, г. Саратов

Как в реальности. Компании на автоматизированной УСН будут исчислять пенсионные, социальные и медицинские взносы по ставке 0 процентов. Но это не значит, что сотрудники не получат пенсию, пособия или их размер изменится.

Всю информацию о выплаченных доходах в пользу физлиц инспекция будет передавать в электронной форме в ПФР и ФСС. Что будет с пенсиями физлиц, которые работают в компаниях на новой УСН, мы выяснили в региональном фонде (см. врезку). Подробнее о том, влияют ли пониженные тарифы на пенсию работников, читайте в статье.

Как отразится на пенсии новый режим




После того как примут проект закона об автоматизированной УСН, будут применяться правила, которые действуют и сейчас.
Многие компании платят взносы по пониженным ставкам.
Но пенсии сотрудников при этом не страдают.
На размер пенсии влияет сумма выплат, которую получил работник.
ПФР считает индивидуальный пенсионный коэффициент для всех физлиц из фиксированной ставки.
Эта ставка не зависит от тарифов, по которым компания платит взносы.


Вартан Мелконян

Начальник Управления УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга

Вычеты работники не получат

О чем беспокоятся бухгалтеры

«Как же гарантии работникам? Хоть лечишься, хоть платишь за квартиру. Плати по полной программе! Вычетов никто не получит».
Мария Красина, бухгалтер, г. Екатеринбург

«Работникам придется побегать, чтобы разобраться с удержанным НДФЛ и получить имущественный или социальный вычет».
Татьяна Ефимова, бухгалтер, г. Орел

Как в реальности. Компания предоставит только стандартные вычеты работнику. Сведения о стандартных вычетах передаст банку, и тот учтет их перед тем, как удержать НДФЛ.

Что касается имущественных и социальных вычетов, то сотрудники действительно не смогут получить их у работодателя. Банк налоговым агентом не является, поэтому эти вычеты тоже не предоставит физлицам. За ними придется обращаться в инспекцию.

Правда, в этом году стало гораздо проще получить вычеты через инспекцию. Для этого не нужно заполнять декларацию 3-НДФЛ, а достаточно сформировать заявление через личный кабинет на сайте nalog.gov.ru. Так что работники ничего не потеряют, если будут работать в компании на автоматизированной УСН

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Когда компания не сможет перейти на АУСН?
Работать на АУСН смогут компании, которые выплачивают зарплату на карты работникам. Не вправе применять АУСН компании, если ведут деятельность по посредническим договорам и нанимают иностранных работников
выдает зарплату наличными
нанимает иностранных работников
работают по договору комиссии
во всех перечисленных случаях